От редакции: Недавно Эдвард Люттвак на портале Terra America в своей колонке «О путинском плане “Новой России”», говоря о разделе Украины (видимо, для него это уже свершившийся факт, причем – ровно по Днепру), написал:
«Путин для легитимации нового государства вполне может сослаться на освящённый авторитетом Вудро Вильсона принцип права народов на самоопределение».
То, что такое право закреплено в Уставе ООН и, вообще говоря, часто входит в противоречие с принципом государственного суверенитета, провозглашаемого тем же основополагающим документом, наш постоянный автор, разумеется, знает. Знает, но предлагает прибегнуть к другой, «более важной» легитимации. Почему? Можно предположить три причины. Во-первых, так устроено американское мышление: придуманное в США всегда «важнее» и «значительнее», а международные организации и договоры – вещи преходящие. Это плохо для международного права, хорошо для национальной гордости Америки и очень важно для правильного понимания мира МИДом любой страны. Во-вторых, президент Соединенных Штатов Вудро Вильсон «освятил» это право раньше, чем ООН. С этим не поспоришь. Наконец, в-третьих, – и с этим тоже сложно не согласиться – именно знаменитые «14 пунктов» Вильсона в проекте мирного договора по окончанию Первой мировой войны «открыли дверь» перекройке границ, разделу государств и созданию новых.
Тогда, в 1918 году, под нож попала Австро-Венгрия. Позже, уже в конце XX века, – Югославия. А сегодня трещит по швам Украина, во многом обязанная своим существованием распаду империи Карла I. Как это происходило, и какую роль в этом сыграла Антанта, какую – внутренние противоречия побежденной державы, а также что из этого вышло, напоминает наш постоянный автор Борис Соколов.
* * *
Многие знают, что распад Австро-Венгерской империи был вызван ее поражением в Первой мировой войне и острыми культурными и языковыми противоречиями между чехами и немцами, венграми и словаками, венграми и румынами, сербами и хорватами, итальянцами и немцами, итальянцами и словенцами, поляками и немцами и так далее.
Все это верно. Но приговор Австро-Венгрии был вынесен в знаменитых «14 пунктах» президента Вудро Вильсона. В качестве проекта будущего мирного договора они были представлены Конгрессу 8 января 1918 года. Среди прочего, в них говорилось:
«Народы Австро-Венгрии, место которых в Лиге Наций мы хотим видеть огражденным и обеспеченным, должны получить широчайшую возможность автономного развития».
Предусматривалось создание независимого Польского государства с включением в его состав польских земель Австрии. Румыния, Сербия и Черногория должны были быть освобождены от оккупации Центральных держав, а «взаимоотношения различных балканских государств должны быть определены дружественным путем в соответствии с исторически установленными принципами принадлежности и национальности».
В соответствии с «принципом национальности» предполагалось «подправить» и будущие границы Италии. Фактически, «14 пунктов» предусматривали раздел Австро-Венгрии. Еще 20 июля 1917 года на Корфу премьер-министром Сербии Николой Пашичем и председателем Югославянского комитета в Лондоне Анте Трумбичем была подписана декларация об объединении Сербии и югославянских земель Австро-Венгрии в единое государство – «Королевство сербов, хорватов и словенцев» под эгидой сербской династии Карагеоргиевичей. 11 августа 1917 года к ней присоединился эмигрантский Черногорский комитет национального объединения. Корфская декларация была признана странами Антанты. Ее выполнение означало создание после победы Антанты единого Югославянского государства во главе с Сербией, с присоединением значительной части территории Австро-Венгрии, причем новая Югославия не должна была иметь каких-либо государственных связей с Дунайской монархией, формальное сохранение которой 14 пунктов все еще допускали.
Исход войны для Центральных держав стал очевиден после поражения германских войск во Второй битве на Марне и переходе армий Антанты 18 июля 1918 года в контрнаступление по всему фронту. Решающим стало прибытие на Западный фронт американских войск, вследствие чего Антанта получила подавляющий перевес в живой силе и вооружении. Положение Австро-Венгрии стало безнадежным после того, как 30 сентября капитулировала Болгария. Войскам Антанты был открыт путь в Сербию, Румынию и в балканские владения Дунайской монархии, где практически не было австро-венгерских войск. 16 октября, стремясь соответствовать условиям 14 пунктов, чтобы получить приемлемые условия мира, император Карл I издал манифест, которым Австро-Венгерская империя преобразовывалась в Федерацию самостоятельных государств, а фактически из конфедерации двух государств, Австрии и Венгрии, превращалась в конфедерацию, как минимум, полдюжины государственных образований.
Манифест «К моим верным австрийским народам» гласил:
«Австрия должна стать, в соответствии с желаниями её народов, государством федеративным… К народам, на самоопределении которых будет основана новая империя, обращаюсь я – дабы участвовали в сим великом деле посредством национальных советов, которые должны представлять интересы народов в отношениях между собой и с моим правительством. Да выйдет наше Отечество из военных бурь как союз свободных народов».
К тому времени распад империи уже начался. Еще 6 октября в Загребе было образовано Народное вече, провозгласившее себя представительным органом всех южных славян Австро-Венгрии. 9 октября польские депутаты австрийского парламента приняли решение об объединении в составе Польши бывших земель Речи Посполитой, включая Галицию. В ответ 10 октября украинская фракция во главе с Евгением Петрушевичем приняла решение созвать во Львове Украинскую Раду – парламент украинцев Австро-Венгрии. 17 октября на заседании рейхсрата чешские депутаты отвергли проект автономии Чехии и потребовали полной независимости для Чехии и Словакии. В тот же день парламент Венгрии разорвал государственную унию с Австрией, сохранив лишь монархическую унию, и провозгласил независимость Венгерского королевства. Тем самым парламентарии надеялись уберечь Венгрию от федерализации, но это уже не могло остановить процесс распада империи. Австро-венгерские войска стали расходиться по национальным квартирам, фактически прекратив сопротивление на Итальянском фронте. 18 октября во Львове была создана Украинская Национальная Рада, на следующий день принявшая декларацию о создании Украинского государства в Восточной Галиции.
http://informburo.dn.ua/cgi-bin/iburo/start.cgi?info1=0251&page=1
|