В последнее время власти Саудовской Аравии, пытаясь не допустить на своей территории жарких ветров «арабской весны», нагнетают истерию и всеми способами закручивают гайки внутри страны. Только что агентство Reuters со ссылкой на заявление саудовского МВД проинформировало об аресте 62 человек по подозрению в подготовке терактов, которые злоумышленники планировали совершить недалеко от правительственных зданий. По данным ведомства, в террористическую группу входили 59 человек из Саудовской Аравии, а также граждане Йемена, Пакистана и Палестины. Из заявления МВД следует, что боевики были связаны с «экстремистскими элементами» из Сирии и Йемена и планировали провести нападения на ряд правительственных учреждений. Как уточняет Agence France-Presse, злоумышленники также намеревались атаковать иностранные представительства в Саудовской Аравии.
Одновременно Эр-Рияд пытается укрепить нынешние правящие режимы на всем Аравийском полуострове, распространяя режим дальнейшего усиления силовых ведомств в арабских странах. С этой целью министры внутренних дел стран-участниц Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) провели встречу в Кувейте, по результатам которой одобрили рекомендацию о создании единой полиции. Проект новой структуры, который был предложен Эр-Риядом, будет называться «Джи-Си-Си – Пол» (GCCPOL). Главы правоохранительных органов арабских государств уже договорились о том, что постоянное бюро единой полиции ССАГПЗ будет открыто при штаб-квартире Организации Объединенных Наций в австрийской столице Вене. Центральная штаб-квартира «Джи-Си-Си-Пол» будет базироваться в столице Объединенных Арабских Эмиратов - Абу-Даби.
Эмиратская газета «Gulf News» со ссылкой на источник в правительстве эмирата Абу-Даби сообщила, что «столица Эмиратов была выбрана с учетом ее репутации делового центра Персидского залива, развитой инфраструктуры и технологически продвинутых отделов безопасности ОАЭ». И кроме того, политика ОАЭ полностью совпадает с тем курсом на ужесточение внутренних порядков, которые в последнее время весьма жестко проводит Эр-Рияд.
GCCPOL будет взаимодействовать с министерствами внутренних дел стран-участниц ССАГПЗ (Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Оман и Катар) и организацией Интерпол. На настоящем этапе основным направлением работы единой полиции, как сообщили саудовские СМИ, станет обмен информацией, создание общей базы, анализ и выработка рекомендаций по борьбе с преступностью в регионе.
«Наша основная задача состоит в обеспечении безопасности и поддержании стабильности для наших народов», – цитирует арабская пресса слова заместителя премьер-министра, министра внутренних дел Кувейта шейха Мухаммеда аль-Халида аль-Хамада Аль Сабаха. Генеральный секретарь ССАГПЗ Абдул Латиф Аль Зайани сказал, что по результатам саммита в Кувейте министры внутренних дел Совета подчеркнули решимость государств Персидского залива в борьбе с «терроризмом и искоренению его причин в целях защиты общества, безопасности и стабильности».
Пять стран-участниц Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива - Бахрейн, Оман, Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ – уже одобрили договор о безопасности в Персидском заливе с намерениями повысить уровень сотрудничества в данном направлении. Только Кувейту еще предстоит ратифицировать данный пакт на фоне несогласия некоторых парламентариев, которые считают, что отдельные положения международного соглашения противоречат статьям и духу кувейтской Конституции.
Наряду с этим Эр-Рияд прилагает много усилий, чтобы создать «арабское НАТО» — расширенный военный союз между монархиями Персидского залива и арабскими королевствами Марокко и Иордания. Учитывая влияние Ирана и его союзников, а также уменьшение участия США в регионе, нет причин, по которым арабские государства не хотели бы усилить свой военный потенциал путем создания регионального объединения. Однако из-за серьезных различий в интересах отдельных стран будет сложно или невозможно проводить общую политику в рамках военно-оборонительного союза, даже если таковой и будет создан.
Но у арабских монархий есть хороший повод для усиления безопасности в виде оборонительного союза. С началом «арабской весны» в 2011 году, когда считалось, что США принимают минимальное участие в политической жизни региона, Арабский мир оказался в зоне постоянно усиливающейся турбулентности. Гражданская война в Сирии, непрекращающееся насилие в Ираке и беспорядки в Йемене добавляют беспокойства государствам, входящим в ССАГПЗ. Кроме того, по мнению правителей Саудовской Аравии, Иран продолжает представлять серьезную угрозу, несмотря на ограничения из-за устаревшего военного оборудования. Это особенно актуально в виду асимметричных действий и возможностей Ирана, включая блокаду Ормузского пролива и наличие арсенала баллистических ракет, способных в случае конфликта разрушить энергетическую инфраструктуру стран ССАГПЗ.
Как сообщается, предложение о данном военном союзе было направлено Марокко и Иордании в конце марта, и все еще находится в стадии рассмотрения. В его рамках предусматривается создание объединенного командования под первоначальным руководством саудовского принца Абдаллы ибн Мутаиба, главнокомандующего Саудовской национальной гвардии. Такой военный альянс устранит опасения, вызванные вышеупомянутыми конфликтами. Теоретически, альянс под объединенным командованием также значительно улучшит обмен разведданными и информацией, что позволит странам ССАГПЗ и новым странам-участникам альянса лучше координировать свои действия в ответ на увеличение присутствия джихадистов в регионе, в том числе в результате гражданской войны в Сирии. Более того, возможности расширенного и усиленного союза могут использоваться для подавления вспышек народных восстаний и сохранения королевских авторитарных режимов. Именно такая ситуация произошла в 2011 году, когда в Бахрейн были направлены вооруженные подразделения «Защитного Щита Полуострова», военного формирования ССАГПЗ.
Государства-участники ССАГПЗ при активной поддержке США уже активно стремятся улучшить взаимозаменяемость и комплектование своих вооруженных сил. Данные действия перекликаются с другой инициативой, направленной на реструктуризацию ограниченного контингента «Защитного Щита Полуострова». На первом этапе реструктуризации личный состав объединенных вооруженных сил «Щита» будет увеличен вдвое до 100,000 военнослужащих. Однако можно утверждать, что более важным является то, что военный контингент будет находиться якобы под общим командованием и управлением, а другими словами под полным саудовским контролем.
Расширение союза и включение Марокко и Иордании значительно увеличит численность личного состава вооруженных сил ССАГПЗ. В обмен на участие в альянсе эти страны вероятно получат столь необходимую финансовую помощь от богатых государств Персидского залива. В 2012 году страны ССАГПЗ предоставили Марокко и Иордании пакет финансовой помощи в размере 5 миллиардов долларов. Такая и даже более значительная поддержка может ожидаться и в будущем в случае, если Рабат и Амман присоединятся к тесному военному альянсу с ССАГПЗ.
Несмотря на важные преимущества сильного и расширенного арабского военного союза, существуют значительные ограничения, которые будут препятствовать попытке создания альянса. Во-первых, есть существенные политические разногласия между самих стран-участниц ССАГПЗ. Особенно это касается расхождений, прежде всего, между Саудовской Аравией и Катаром, который активно поддерживает организацию «Братья мусульмане», которая Эр-Риядом рассматривается как серьезная потенциальная угрозу внутренней безопасности.
В дополнение к этому, не все из этих стран считают Иран потенциальной угрозой. Например, Султанат Оман поддерживает доверительные отношения с Тегераном. Примером этого может служить секретные переговоры, которые прошли на оманской территории между представителями Вашингтона и Тегерана и которые, как известно, привели к изменению американской политики в отношении Ирана. Кроме того, достигнута договоренность о поставках иранского газа и строительстве газопровода из Ирана в Оман.
Внутренние распри и различия относительно перспектив прослеживаются также в нежелании принять Египет в ряды ССАГПЗ из-за отсутствия консенсуса по поводу того, какие египетские партии и фракции стоит поддерживать. Однако наибольшее беспокойство вызывает неспособность данных государств договориться о совместных усилиях даже в отношении тех стран, для которых согласован общий результат. Прежде всего, это касается Сирии. Каждая страна-участница ССАГПЗ поддерживает наиболее выгодную для себя политическую группировку в Сирии, которая, как правило, угрожает соперничающей группировке, поддерживаемой другими участниками ССАГПЗ. В результате, отмечает саудовская пресса, возможные совместные усилия по свержению режима сирийского президента Башара Аль-Асада сводятся на нет.
Несомненно, военному сотрудничеству между государствами-участницами ССАГПЗ задан новый импульс, что может привести к присоединению Иордании и Марокко к военно-политическому альянсу. Несмотря на это, существующие значительные противоречия и стратегические разногласия между этих стран будут препятствовать созданию действительно эффективной арабской версии НАТО. К этому следует добавить, что в течение длительного времени монархические режимы Персидского залива полностью полагались на военную помощь Соединенных Штатов и использованию в своих армиях большого числа наемников. И сейчас им довольно сложно перестроиться и выработать новую эффективную политику обеспечения обороны своими собственными силами.
Виктор Михин,
Член-корреспондент РАЕН
http://www.iarex.ru/articles/47611.html
|