Среда, 15.05.2024, 15:22
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Мой сайт

Форма входа

Меню сайта
Категории раздела
Публицистика [156]
Политика [128]
Русский мир [506]
Славянство [36]
Разное [29]
Украина [688]
СССР [36]
Книги онлайн [38]
Война [53]
CНГ И БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ [30]
Прошлое Руси [1]
США и Европа [187]
Азия и Африка [78]
Межнациональные отношения,миграция. [6]
Вести Новороссии. [141]
Толерасты-либерасты и прочие. [29]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Содержимое » CНГ И БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

    Азербайджанская республика в нынешнем ее виде прекратит свое существование.

    Дождались!

    uorlik-28.04.14Ну вот и наступил тот знаменательный день, которого я ждал столько лет. Одна из сторон армяно-азербайджанского конфликта перестала вилять хвостом и уперлась спиной в стену. Дальше отступать некуда! Этой стороной оказались мы.
    Уже отмечалась аномальная активность сопредседателя минской группы ОБСЕ от США Джеймса Уорлика, который с начала честно анонсировал свое намерение активизировать переговорный процесс по карабахскому урегулированию. При этом короткие сообщения в социальной сети twitter вызывали у сторон лишь раздражение. И в самом деле, какое дельное предложение можно уложить в несколько строчек короткого сообщения.
    Но зря смеялись. Уорлик вынырнул из twitter’а и сделал очень серьезное предложение по урегулированию вооруженного конфликта. При этом ничего нового он не предложил, просто стряхнул пыль с много раз обсужденных «Мадридских принципов», с которыми обе стороны были на словах согласны, но каждый раз выдвигали неприемлемые друг для друга дополнительные условия.
    И вот этот день наступил. Нашелся посредник, для которого сохранение статус-кво в конфликте оказалось неприемлемым. И сторонам пришла пора держать ответ по всей строгости международного закона.
    Итак, прежде чем вернуться к «пунктам Уорлика», давайте ответим на два важных вопроса. Первый – почему сопредседатели Минской группы решили «расстрелять» конфликт именно сейчас. Второй – почему молчит ключевой посредник – Россия.
    .

    Ловля блох

    rosukrevropa040314Отвечая на первый вопрос, мы должны сразу оглянуться на украинский кризис. Инспирированная Западом атака против российских интересов на ее (российских) западных границах начиналась очень хорошо. Западные дипломаты умилялись народному порыву, количеству протестующих, раздавали пирожки на майдане. России резали доступ на европейские рынки в обход Украины. То есть на корню сносили главный российский проект усиления присутствия на европейском энергетическом рынке – «Южный поток».
    Таким образом, гарантировано реализовывалась идея т.н. «четвертого энергопакета», согласно которому владельцем «трубы» не может быть то же лицо, которое владеет нефтью или газом в этой трубе. После ливийской и сирийской неудачи, Запад активно продолжал искать альтернативу российским энергоносителям.
    Но в Украине все пошло не по сценарию. Вначале порвалось там, где тонко – Кремль провел молниеносную «крымскую операцию», а затем вспыхнул Донбасс.
    И тут мне бы хотелось вспомнить то, о чем мы говорили в одной из наших предыдущих статей [1]. Еще 21 марта мы обращали внимание на то, что центр напряжения Запад вновь смещает в Закавказье.
    В тот день я написал следующее:
    «Если вам кажется, что Запад успокоился и затаился, то вы просто не читаете газет. Еще не успели отгреметь салюты в честь присоединения Крыма к России, а Запад начал новую масштабную подготовку к очередной атаке. В этот раз центр напряжения в очередной раз смещается в кавказско-каспийский регион».
    Как говорится, давайте встречать! Время, чтобы подготовиться у нас было предостаточно. Таким образом, напряжение, которое генерирует Запад в нашем регионе, должно создать ощущение давления на обе стороны карабахского конфликта с целью подтолкнуть их к взаимным уступкам.

    .

    Русская тишина

    Попытку раскачать «карабахскую тему» предприняли все сопредседатели кроме одного. Кроме России. Российская сторона демонстративно отвернулась в сторону и, кажется, занята внутренней пропагандой. Телевидение в режиме нон-стоп крутит репортажи из горящего Донбасса, а радикально (по другой версии — патриотично) настроенные чиновники объявляют о прекращении поставок двигателей к американским ракетоносителям и «свергают» станции корректировки сигнала GPS.
    Обычная политическая возня, усиливающаяся ярким патриотическим фоном прошедшего праздника Победы в Великой Отечественной войне 9 мая и праздником весны и труда 1 мая. На юг из Кремля вроде и не смотрят. И не зря. О чем будет сказано ниже.
    .

    Причинно-следственная

    После провала «украинской кампании», а операция в Украине при любом исходе вооруженного конфликта в Донбассе проиграна, Запад начал лихорадочно укреплять единственный оставшийся перспективный маршрут доставки нефти и газа в Европу в обход России. Этот маршрут действует уже сегодня, но загружен крайне мало. Азербайджанские власти предпринимают титанические усилия для загрузки существующего трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, однако собственных источников для наполнения «трубы» недостаточно. Нужны новые источники. Это либо разработка новых месторождений, либо закачка в «трубу» нефти и газа с месторождений соседних стран.
    И если с разработкой новых месторождений все более или менее понятно – соглашение по проекту «Шахдениз II» подписано, то с транзитом энергоносителей из третьих стран все не так однозначно. У Азербайджанской республики много проблемных сфер, наличие которых заметно повышает риски реализации любого крупного энергетического проекта. Так, разработка месторождения «Кяпаз/Сердар» невозможна по причине того, что оно (месторождение) оспаривается Туркменистаном. Аналогичная проблема по другому месторождению, которое оспаривается Ираном. И самое главное, есть неурегулированный вооруженный конфликт с Арменией, который как дамоклов меч нависает над любым инвестиционным проектом. Причем азербайджанская сторона сама с удовольствием использует «карабахский рычаг», чтобы давить на жадных до денег европейцев, когда нужно протолкнуть ту или иную инициативу. Делается это просто – организуется вооруженная провокация на линии фронта.
    .

    Армянская сторона

    Каким образом Запад воздействует на вторую сторону конфликта – Армению, мы уже говорили в одной из предыдущих статей «Армения – Азербайджан: кому платят за мир» [2] – просто платит деньги. Небольшие финансовые подношения получают и Армения и Нагорно-Карабахская Республика. В ответ «труба» Баку-Тбилиси-Джейхан, по мнению Запада, сохраняется в безопасности, даже несмотря на постоянные провокации со стороны Азербайджана.
    Но однажды наступает такой момент, когда просто платить уже не получается. Армения больше не может себе позволить и далее существовать в обстановке блокады без надежды на динамичное развитие. Блокада ведет к стагнации в экономике и оттоку населения. Наличие неурегулированного конфликта у границ снижает и так не высокий уровень инвестиционной привлекательности страны и нужен качественный прорыв. Но прорыв невозможен до тех пор, пока в наличие на карте мира Азербайджанской республики заинтересованы «сильные мира сего».
    Сегодня возникла уникальная ситуация. Азербайджанская республика стала угрозой не только для Армении, но и для России. Запад неуклонно превращает Азербайджанскую республику в транзитную территорию для нефти и газа из Средней Азии. Что, кстати, не может не беспокоить и авторитарные режимы этого региона. Кроме того, наличие «азербайджанского фактора» раскачивает союз России, Белоруссии и Казахстана и мажет светлую идею интеграции в рамках ЕврАзЭС. И пока Россия меняет свое отношение к «азербайджанской тематике», а происходит это по-русски неспешно и основательно, Запад решил сыграть на опережение.
    .

    Пункты Уорлика

    mapregion090811На стол вновь выложили Мадридские принципы, которые Джеймс Уорлик основательно обработал. Предложения по активизации мирного процесса поступили под дружный аккомпанемент обращений со стороны ведущих мировых игроков от политики. Одновременно в регион был направлен куратор Закавказья – президент Франции Франсуа Олланд.
    Из Лондона прозвучал очень важный призыв [3], на который мы бы хотели ваше внимание особо:
    «Установления мира в зоне нагорно-карабахского конфликта можно достичь исключительно путем взаимных уступок».
    А вот призыв из Вашингтона [4]:
    «Вызов состоит в том, чтобы найти путь помочь сторонам предпринять тот последний смелый шаг для преодоления оставшихся разногласий и обеспечить мир и стабильность для своих народов…»
    Обратите внимание, американцы всерьез считают, для преодоления разногласий остался некий «тот последний шаг». И это на фоне усилившейся многократно антиармянской истерии, которая доносится из Баку с каждым выступлением Ильхама Алиева.
    Прежде чем вернуться к «пунктам Уорлика», давайте вспомним, когда в последний раз Ильхам Алиев вел себя иначе, то есть осторожно подбирал слова и не истерил на «армянскую тему». Никто из нас не будет удивлен. Истерики президента Азербайджанской республики прекращались лишь тогда, когда свою активность начинала проявлять Россия. Именно после посещения Баку, а затем визита в Армению президента России Владимира Путина «бакинский хан» Ильхам прекращал на время верещать об исконно азербайджанских землях «иреванского ханства» и тихо изучал ситуацию вокруг себя.
    И вот сегодня, когда тотальное большинство сопредседателей Минской группы ОБСЕ выступили с радикальной инициативой по Карабаху, Ильхам Алиев продолжает заливаться сам и инспирировать антиармянскую кампанию внутри страны, сопровождающуюся многочисленными арестами оппозиции. На этом фоне американские посредники предложили сделать «последний смелый шаг».
    Что это за шаг?! [4]:
    «Во-первых, учитывая сложную историю Нагорного Карабаха, стороны должны прийти к согласию, что определение конечного статуса должно быть осуществлено в будущем посредством взаимно согласованного волеизъявления, имеющего юридическую силу. Этот вариант не лежит в плоскости выбора. Промежуточный статус будет временным».
    Первое, что сразу становится непонятным в данном пункте, это территория, которую Джеймс Уорлик называет Нагорным Карабахом. Сопредседатель от США предлагает некий временный промежуточный статус территории, границы которой очертить не в состоянии. Если эти границы проходят по границам бывшей Нагорно-Карабахской Автономной области периода СССР, то как быть со многими населенными пунктами, где проживали преимущественно армяне, и которые находились за границами автономии?
    Безусловно, первый пункт — это обращение прежде всего к карабахским армянам. Напомню, ранее Уорлик уже предлагал включить армян Арцаха в переговорный процесс, как одну из сторон. И это, безусловно, для нас является положительным сигналом.
    Но все остальное?
    «Во-вторых, территория в границах бывшей Нагорно-Карабахской Автономной Области, которая не контролируется Баку, должна получить промежуточный статус, для чего как минимум должны быть обеспечены гарантии безопасности и самоуправление».
    Второй пункт вытекает из первого. Предлагается очертить границы будущей НКР по лекалам советского периода и дать этому армянскому анклаву некие гарантии безопасности. Что такое «гарантии безопасности»? Все просто – это ввод миротворческих сил стран сопредседателей Минской группы.
    Вот тут и проявляется главная цель наших западных партнеров – создать полноценную границу, которая бы контролировалась вооруженными силами государств, заинтересованных в установлении мира (читай в безопасности нефте- и газопроводов) в регионе. Армянам гарантируют, что азербайджанцы не будут распространять свои «народные забавы» в виде отрубания голов топорами на армянскую общину Арцаха.
    «В-третьих, окружающие Нагорный Карабах оккупированные территории должны быть возвращены под контроль Азербайджана. В условиях отсутствия уважения к суверенитету Азербайджана урегулирования быть не может, и суверенитет Азербайджана на этих территориях должен быть восстановлен».
    Пункт, предназначенный исключительно азербайджанской стороне. Очень важным моментом является попытка убедить нас с вами в том, что мы должны уважать суверенитет Азербайджанской республики. Все территории равнинного Арцаха, которые армянской стороне удалось отбить у закавказских турок в ходе кровопролитных боев должны быть возвращены в обмен на (смотрим предыдущие два пункта) гарантии безопасности со стороны Запада и перспективу ПОЛУЧЕНИЯ ПРАВА на свободное волеизъявление. То есть нам обещают позволить провести референдум и, возможно, признать его результаты.
    «В-четвертых, должен быть коридор, который свяжет Армению с Нагорным Карабахом. Он должен быть достаточно широким, чтобы был обеспечен безопасный проезд, но он не может включать в себя весь Лачинский район».
    Я однажды уже видел подобный коридор. Он соединяет разные половинки Израиля и проходит через палестинские территории. Об этом я уже рассказывал в своем дневнике «Палестина. Армянская святая земля» [5]. Самое интересное, почему посредники решили оставить именно т.н. «лачинский коридор»? Почему нет предложения пробить такой транспортный коридор южнее или севернее, где уже существует дорога?
    «В-пятых, в рамках длительного урегулирования должно быть признано право беженцев и внутренне перемещенных лиц на возвращение в свои прежние места жительства».
    На мой взгляд, это один из немногих бесспорных пунктов. Беженцы действительно должны иметь возможность вернуться домой и тут двух мнений быть не может. За одним маленьким уточнением. На армянскую территорию могут вернуться только те граждане, считающие себя беженцами, на чьей совести нет преступлений против Армении, Арцаха и армянского народа.
    «В-шестых: урегулированием должны быть обеспечены международные гарантии безопасности, что будет включать в себя миротворческую операцию. Нет такого сценария, при котором мир будет обеспечиваться без хорошо разработанной миротворческой операции, пользующейся доверием всех сторон».
    Последний пункт это гарантии себе самим. «Труба» будет под надежной защитой собственной армии.
    .

    Уступки

    Первый вопрос: кто однозначно выигрывает от принятия «пунктов Уорлика» к исполнению?
    Прежде всего, выигрывают страны Запада. Разместив в регионе, практически на государственной границе Армении свои вооруженные силы в «голубых касках», Запад гарантировано обеспечивает безопасность азербайджанского участка нефте- и газопроводов. С этого момента политические и межгосударственные риски для транснациональных корпорация снижаются кратно.
    Азербайджан выигрывает не меньше Запада. Снижение рисков для корпораций гарантировано приносит рост инвестиционного потока – попросту говоря долларов. Кроме того, есть вариант без единого выстрела занять громадные территории, по традиции списывая миллиарды на их восстановление. Есть и еще один несомненный плюс. Азербайджанской республике больше не нужно будет осуществлять масштабных закупок вооружений, а саму армию можно будет сократить, незначительно увеличив внутренние войска, что обеспечит усиление контроля внутри республики. Принимая во внимание масштабную коррупцию в армии, Азербайджанская республика сможет высвободить гигантские финансовые средства.
    Меньше всех от реализации мирного плана по схеме Уорлика выигрывает Армения, теряющая территории исторического Арцаха. Кроме того, гарантировано ухудшение отношений с Исламской Республикой Иран, для которого размещение войск НАТО (даже в благородной роли миротворцев) вблизи своих границ – вещь неприемлемая.
    Армения не приобретает и экономической привлекательности, так как транспортные потоки в обход страны уже налажены и действуют, а единственная перспектива организации альтернативного «шелкового пути» из Ирана в Европу будет закрыта.
    Да, Запад заставит Турцию открыть границы и, возможно, частично признать Геноцид армян. Что опять-таки не поможет Армении сделать качественный экономический рывок или поставить вопрос о компенсациях.
    На многие годы вперед регион будет зацементирован, а Армения превратится в заурядную «молдову».
    .

    Гарантии

    Не стоит недооценивать Запад. В столицах Европы и США прекрасно понимают, что эфемерными обещаниями манны небесной принудить Армению пойти на уступки невозможно. Воевать с Арменией руками закавказских турок еще менее реально, так как есть большая вероятность потерять единую Азербайджанскую республику окончательно.
    Таким образом, помимо политической платформы по урегулированию карабахского конфликта на условиях «цивилизованной Европы и США», Запад предлагает Армении еще и экономическую интеграцию. В ходе своего визита в Ереван президент Франции Франсуа Олланд сделал крайне любопытное заявление [6]:
    «Мы должны проводить как можно более широкую информационную кампанию, чтобы облегчить взаимопонимание между сторонами. Это позволит французским предприятиям больше инвестировать в вашей стране. Я надеюсь, что условия будут по возможности упрощены, средства — максимально использованы».
    Западные посредники пытаются сделать две важные вещи.
    Первая, оторвать Армению от «юбки русской мамы», что не получилось сделать ранее, когда 3 сентября 2013 года президент Армении в Москве обозначил свое намерение вести страну в Таможенный союз и участвовать в создании ЕврАзЭС.
    Вторая, дать гарантии того, что после ввода миротворческих сил Запада на армяно-азербайджанскую границу, об Армении не забудут и ее экономическое развитие будет обеспечено.
    Давайте еще раз оценим фразу:
    «Мы должны лучше понять экономические условия Армении, и эта задача возложена на посольство Франции, на экономическую дипломатию».
    Слушая все, что обещает президент Франции, не можешь отделаться от ощущения, что Армению попросту пытаются купить. Кстати, мы об этом уже говорили. 4 сентября 2013 года, на следующий день после заявления президента Армении о намерении идти в Таможенный союз, мы опубликовали статью «Операция «Хамелеон» [7]. В статье мы констатировали один очень важный факт:
    «… можно с уверенностью сказать, что Армения из объекта международной политики превратилась в маленького, но очень деятельного участника с собственной позицией…».
    Сегодняшние танцы куратора американской политики в регионе Франсуа Олланда вокруг Сержа Саргсяна полностью подтверждают наше предположение тех дней. Очень рекомендую перечитать ту статью. В ней, как нам кажется, очень четко отражена сегодняшняя ситуация. Запад не только не прекратил попыток перетянуть Армению на свою сторону и оголить южный фланг российских интересов, но и сформировал новое предложение, с которым не стыдно обратиться к сторонам конфликта.
    Франсуа Олланд: сотрудничество с Европой, развитие отношений со странами ЕС способно сделать из Армении «политический и экономический авангард региона». Для этого «Европа должна прийти в Армению».
    В это связи хотелось бы обратиться к еще одному фрагменту моей статьи, опубликованной 6 сентября 2013 года, которая называлась «Армения. Рождение нового полюса» [8]:
    «…Армения сегодня — это ключ к региону. Это понимают и в Москве и в Брюсселе…».
    .

    Русский взгляд

    В России, отягощенной серьезным конфликтом у ее западных границ, безусловно, внимательно следят за «брачными танцами» западных «партнеров» вокруг Армении. Россия молчит по одной лишь причине — все необходимые гарантии Владимир Путин Сержу Саргсяну уже дал. Военная база в Гюмри усилена, а военно-политическое давление на Азербайджанскую республику сильно как ни когда.
    Россия сделала Армении предложение, от которого выигрывают обе стороны. Азербайджанская республика в нынешнем ее виде прекратит свое существование. И от этого выиграет не какой-то далекий Запад, а совершенно конкретные региональные участники – Россия, Армения и Иран – южное крыло будущего ЕврАзЭС.
    .

    flaghamshen300513Лаврентий Амшенци, ИЦ «Еркрамас»

     

     

    http://politobzor.net/show-23166-azerbaydzhanskaya-respublika-v-nyneshnem-ee-vide-prekratit-svoe-suschestvovanie.html

    Категория: CНГ И БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ | Добавил: Ushkuynik (23.05.2014)
    Просмотров: 711 | Теги: Карабах., Азербайджан, Армения, россия | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]