Заявление президента США Барака Обамы об исключительности американской нации, сделанное им в обращении по ситуации в Сирии, поначалу слегка встревожило, а потом и всерьез насторожило мировую общественность. В 2013 году, благодаря твердой позиции России, западная коалиция, управляемая из Вашингтона, не смогла добиться свержения режима неугодного сирийского президента Башара Асада.
Белый дом, действуя как бы в отместку, переориентировал политику прямого вмешательства в дела суверенных стран к границам России – на Украину, которая исторически всегда была и остается одним из ближайших союзников России. Цель нового проекта Вашингтона заключалась в дестабилизации обстановки на Украине для приведения там к власти прозападных сил с помощью радикально настроенных украинских неонацистов, обученных по американским программам «цветных революций». Причем если по сирийскому вопросу среди европейских политиков были разногласия, то по Украине страны Евросоюза и США выступили уже единым альянсом, поскольку курс на отрыв Украины от России – давний геополитический проект Запада, направленный на превращение этой страны в антироссийский плацдарм.
Свершившийся таким образом вооруженный государственный переворот на Украине спровоцировал и сделал реальной угрозу безопасности населению Крыма, где русские составляют абсолютное большинство. В результате жители Крыма, чтобы застраховать себя от прозападных националистических угроз, изъявили желание провести референдум о государственном статусе Крыма и города Севастополя. В сложившейся ситуации Россия не могла спокойно ждать эскалации событий и поддержала волеизъявления крымского народа самому определить свою судьбу. По итогам референдума, который состоялся 16 марта 2014 года, подавляющее число крымчан – 96,77% – проголосовало за присоединение Крыма к России!
Реакция Запада на результаты референдума по Крыму, проведение которого полностью соответствовало нормам международного права и Уставу ООН, не заставила себя долго ждать.
«Мы признаем только то, что выгодно нам, – и никогда то, что выгодно России» – вот лозунг, из которого всегда исходили в Вашингтоне и странах Евросоюза при принятии тех или иных важных для Запада политических решений. По такому принципу, например, была признана независимость Косова, куда без мандата ООН были введены войска НАТО, а соответствующий народный референдум вообще не проводился.
Резолюцию, не признающую прошедший в Крыму референдум, по итогам голосования Генеральной ассамблеи ООН поддержали чуть более половины стран: 100 из 193. Голоса «за» отдали США члены Европейского союза и другие государства, которые зависят от них. Против резолюции и тем самым в поддержку России проголосовали Армения, Белоруссия, Боливия, Венесуэла, Куба, КНДР, Зимбабве, Никарагуа, Сирия и Судан. Представители еще 58 держав воздержались, а 24 страны вообще не принимали участия в голосовании. Таким образом, среди стран, которые поддержали Россию (не голосовали либо воздержались), – все наши партнеры по БРИКС (Бразилия, Индия, Китай, Южная Африка), на которые вместе с Россией приходится более 40% населения планеты.
Партнеры России по БРИКС выразили понимание позиции Москвы по Крыму и в ходе своей встречи 24 марта 2014 года на полях саммита по ядерной безопасности в Гааге.
«Мы услышали понимание сложившейся ситуации (в Крыму), понимание исторических аспектов всей этой ситуации, и мы за это благодарны нашим партнерам», – отметил в своем заявлении по итогам встречи российский министр иностранных дел Сергей Лавров. Главы внешнеполитических ведомств стран БРИКС выступили также с заявлением, в котором осудили использование всевозможных санкций в отношении России для урегулирования украинского кризиса.
Влиятельный российский политолог, депутат Госдумы и член высшего совета партии «Единая Россия» Вячеслав Никонов назвал итоги голосования по антироссийской резолюции в Генассамблее ООН не иначе как крупной внешнеполитической победой России. «Кампания западных стран, направленная на абсолютную изоляцию России, провалилась. Большинство человечества явно не симпатизирует западной линии. Очень многих в мире достала ситуация с американским однополярным доминированием, и потому многие государства восприняли шаг России как проявление политической воли, которая реально способна положить конец этому доминированию, которая свидетельствует о том, что жесткой позиции объединенного Запада можно противостоять», – заключил Никонов.
Сегодня, когда Крым стал полноправным субъектом Российской Федерации, возникает вопрос о том, как избежать дальнейшего противостояния на Украине и обеспечить законные права и интересы русских, русскоязычных и всех граждан юго-востока страны, где по-прежнему сохраняется напряженность. Ответ на этот вопрос создает для России новые вызовы.
Сергей Балдин, управляющий директор департамента структурного и долгового финансирования ГК «Внешэкономбанк», в 2009-2012 гг. – торговый представитель РФ в Федеративной Республике Бразилии