Однако складывается впечатление, что менталитет польской элиты, по крайней мере, что касается международной политики, до сих пор не вышел за пределы парижского отеля «Ламбер» и конспирации. А главный идеолог и воплотитель нынешнего внешнеполитического курса, министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский - не иначе как реинкарнация генерала Яна Генрика Домбровского. Разумеется, министр в отличие от генерала сегодня не посылает храбрых польских юношей на Гаити умирать за интересы императора Наполеона. Но на Украине пан Сикорский, судя по его отношению к русскоязычному Юго-Востоку и Крыму, был бы не пройтись с маршами подобно тому, как корпус Домбровскому подавлял антифранцузские национально-освободительные выступления в Италии.
Во-первых, логика конспирации предполагает подчинение долгосрочных государственных интересов идеологическим догмам. Если факты противоречат мнению - тем хуже для фактов. Пример этого Сикорский продемонстрировал на днях в интервью Der Spiegel, когда заявил, что «русская община в Крыму не является доминирующим этническим большинством, в Крыму 30% населения составляют крымские татары». Между тем, согласно переписи от 2001 года население Крыма составляет 2 024 056 человек. Из них 58.5% русских, 24.3% украинцев, 12.1% крымских татар и другие народы. Каких-либо принципиальных изменений в демографии полуострова с тех пор не произошло. Поэтому трудно понять образ мысли министра, который привел недостоверные цифры, поддающиеся легкой проверке.
Во-вторых, логика конспирации порождает геополитические комплексы, раздирающие польскую элиту. По замечанию директора Берлинского информационного центра по трансатлантической безопасности Отфрида Нассауэра, позиционируя себя как европейское государство, полноценного члена «треугольника Варшава - Берлин - Париж» Польша постоянно пытается подчеркнуть свои особые отношения с Вашингтоном. Но внутри страны, заключает эксперт, рука об руку идет «пренебрежительное отношение к России» вместе со скрытым страхом, что «русский медведь может стать снова сильным». Такая же раздвоенность терзает польское общество и в отношении немцев. Варшава, декларирующая внешнеполитическое единство с Германией, одновременно выставляет ей претензии по поводу польской диаспоры. Накануне визита в Польшу канцлера Ангелы МеркельRzeczpospolita выступила с требованиями «напомнить большому западному соседу (и лучше лично на приближающейся встрече премьер-министров) о том, что он должен оправдать ожидания немецких поляков, то есть компенсировать ущерб, нанесенный польскому меньшинству Третьим Рейхом».
В-третьих, логика конспирации провоцирует политические ошибки, «беспорядочность» в связях. Апеллируя к Вашингтону, польская элита делает ставку то на администрацию президента-демократа Барака Обаму, то на его противников из числа республиканцев, причем, наиболее реакционное крыло, с которым не соглашаются многие их однопартийцы. Обаме сейчас приходится нелегко из-за Украины. А что делает Варшава? В газете The Hillзаместитель госсекретаря польского МИДа Богуслав Винид пишет, как он «согласен с сенатором Джоном Маккейном в том, что мы должны «сплотиться с нашими союзниками в НАТО и Евросоюзе» и наказать «Россию за агрессию». Это при том, что влиятельный республиканец, экс-министр обороны Роберт Гейтс попросил администрацию Барака Обамы и членов Конгресса проявлять «особую осторожность» при выработке ответных мер Запада на события в Украине. Гейтс также призвал республиканских сенаторов «сбавить тон» своей критики и «попытаться поддержать президента, вместо того чтобы придираться к нему».
Схожие проблемы Польша создала себе на Украине. Власть в Киеве разделили между собой две силы - «Батькивщина» и «Свобода». Поляки продемонстрировали публичную поддержку новому режиму. Но не будем забывать, что за «Батькивщиной» стоит экс-премьер Юлия Тимошенко. А ведь до ноября 2013 года включительно Варшава не принимала ее в расчет. Пробивая всеми силами подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, поддерживая президента Украины Виктора Януковича, польские политики неоднократно призывали Брюссель отказаться от требования об освобождении экс-премьера из тюрьмы. Можно представить, насколько им сейчас за это «признательна» Тимошенко и как она «отблагодарит» Варшаву в том случае, если сможет захватить власть целиком в свои руки. В итоге, прогнозирует известный польский публицист, ксендз Тадеуш Исаакович-Залесский, рано или поздно, «нациста Тягнибока введут с большой помпой в польские салоны», чтобы он появился там в качестве «государственного деятеля», «европейца», «истинного патриота» и «польского друга». Интервью с лидером «Свободы», которое появилось на днях в Rzeczpospolita, отец Тадеуш рассматривает как «первый шаг по подготовке польского общественного мнения к союзу с необандеровцами, которые вошли в состав нового правительства в Киеве». А что делать, ведь с Тимошенко все мосты сожжены.
Отсюда, в-четвертых. Польская политика на восточном направлении меньше всего похожа на реализацию Варшавой государственных интересов, а больше на конспирацию. Но следует помнить, что конспирация - дитя трех разделов Польши и оккупаций. Когда этим менталитетом пронизаны умы действующих политиков, министров, депутатов и лидеров партий, то поневоле возникает вопрос, не является ли зарождение конспирации в головах польской элиты предвестником чего-то грозного, например, предстоящего Четвертого раздела? Время покажет.
http://www.iarex.ru/articles/46054.html