Вторник, 26.11.2024, 02:19
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Мой сайт

Форма входа

Меню сайта
Категории раздела
Публицистика [156]
Политика [128]
Русский мир [506]
Славянство [36]
Разное [29]
Украина [688]
СССР [36]
Книги онлайн [38]
Война [53]
CНГ И БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ [30]
Прошлое Руси [1]
США и Европа [187]
Азия и Африка [78]
Межнациональные отношения,миграция. [6]
Вести Новороссии. [141]
Толерасты-либерасты и прочие. [29]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Содержимое » Русский мир

    Авдотья Рязаночка.

    Авдотья Рязаночка


            Авдотья Рязаночка — в славянских былинах мудрая героиня, справляющаяся с врагами хитростью и смекалкой. Образ несомненно, вымышленный, не имеющий летописного прототипа, встречается он в исторической песне, сложенной, по-видимому, в середине XIII века и с небольшими изменениями сохраненной севернорусскими сказителями вплоть до XX столетия. Песня начинается картиной татарского нашествия. 
    Авдотья Рязаночка - худ. Константин Васильев


    Славные старые король Бахмет турецкие  
    Воевал он на землю Российскую,  
    Добывал он старые Казаньгород подлесные.  
     Он-де стоял под городом  
    Со своей силой-армией  
    Много поры этой было, времени,  
    Да и разорил Казань "город подлесные,  
    Разорил Казань-де-город на пусто.  
    Он в Казани князей-бояр всех вырубил,  
    Да и княгинь-боярыней  
    Тех в живых побрал.  
     Полонил он народу многи тысячи,  
     Он повел-де в свою землю турейкую.


             Здесь по крайней мере два анахронизма. Первый — «король турецкий» и «земля турецкая», второй — «Казань подлесная». Это поздние замены царя татарского и земли татарской и Рязани. Древняя песня была откликом на нашествие полчищ Батыя и на разорение Рязани в 1237 году. Рязань первой приняла на себя удары нашествия, подверглась страшному разгрому — это событие было описано в книжной «Повести о разорении Рязани Батыем», где наряду с точными летописными подробностями нашли место и на-родные песни.

    Повесть завершалась рассказом о возрождении Рязани: князь Ингварь Ингоревич «обнови землю Рязанскую, и церкви постави, и монастыри согради, и при-шельцы утеши, и люди собра». В народной песне тот же подвиг совершает простая «молодая женка» Авдотья Рязаночка (кстати, имя «Рязаночка» говорит о местах, где происходили события). Но делает она это совсем по-другому. В песне немало сказочно-фантастического, необычайного. Вражеский царь на обратном пути ставит «заставы великие»: реки и озера глубокие, «чистые поля широкие, воров-разбойников» и «темны леса», наполненные «зверями лютыми». Авдотья Рязаночка одна осталась в городе. Она и отправляется в «землю турецкую» — «полону просить». Ей удается почти чудесным образом преодолеть препятствия. Она обращается к Бахмету: 


    Я осталася в Казани единешенька,  
    Я пришла, сударь, к тебе сама да изволила,  
    Не возможно ли будет отпустить мне народу сколько-нибудь пленного,  
    Хошь бы своего-то роду-племени?


         Дальнейший диалог «короля» и «молодой женки» развивается в духе старых былин. Узнав о том, как искусно прошла Авдотья «заставы великие», и отдав должное тому, как умело она говорила с ним, Бахмет задает ей трудную задачу: только выполнив ее, она сможет увести с собой полон. 


    Да умей попросить у короля  
    полону-де головушки,  
    Да которой головушки боле век не нажить буде.


     «Молодая женка» справляется с этой задачей, проявляя свойства сказочной или былинной «мудрой девы». 


    Я замуж выйду — да мужа наживу,  
    Да у мня буде свекор — стану звать батюшкой,  
    Да ли буде свекровка — стану звать матушкой,  
    А ведь буду у них снохою слыть;  
    Да поживу с мужем — да я сынка рожу,  
    Да воспою, вскормлю — у мня и сын буде,  
    Да стане меня звати матушкой;  
    Да я сынка женю да и сноху возьму —  
    Да буду ли я и свекровой слыть;  
    Да еще же я поживу с мужем —  
    Да и себе дочь рожу,  
    Да воспою, вскормлю — у мня и дочь буде,  
    Да стане меня звати матушкой.  
    Да дочку я замуж отдам —  
    Да и у меня и зять буде,  
    И буду я тещей слыть...


         Таким образом, может быть, по словам Авдотьи, восстановлена вся большая семья — только в обновленном составе. 


    А не нажить-то мне той буде головушки —  
    Да милого-то братиа любимого,  
    И не видать-то мне братиа будет век и по веку.


           Вот ключ к решению трудной задачи: всех родственников можно  «нажить» — кроме родного брата. Ответ Авдотьи не только ве-рен, но и, оказывается, затрагивает самого Бахмета: он признается, что во время нашествия на Русь погиб его любимый брат. 


    Ты умела просить у короля полону ли головушки,  
     Да которой-то не нажить и век буде...  
    Ты бери-тко народ своей полоненые  
     Да уведи их в Казань до единого.  
     Да за твои-ты слова за учливые  
    Да ты бери себе золотой казны  
    Да в моей-то земли во турецкие,  
     Да ли только бери тебе сколько надобно.


          Так, благодаря мудрому ответу Авдотья получает право увести на Русь «народ полоненые» в «Казань опустелую». Да она построила Казань-город наново, Да с той поры стала Казань-де славная, Да с той поры стала Казанъ-де богатая, Да и тут ли в Казани Авдотьино имя возвеличилось.,. Такова легенда о «молодой женке», совершившей чудо. В истинность происшедшего и в подлинность героини Древняя Русь верила твердо.
     

    http://my.mail.ru/community/svarga-/439F163B3BEEA304.html

    Категория: Русский мир | Добавил: Ushkuynik (06.04.2014)
    Просмотров: 462 | Теги: казань, Русь, Рязань, былина, сказ., Авдотья, Нашествие | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]