Вторник, 26.11.2024, 02:50
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Мой сайт

Форма входа

Меню сайта
Категории раздела
Публицистика [156]
Политика [128]
Русский мир [506]
Славянство [36]
Разное [29]
Украина [688]
СССР [36]
Книги онлайн [38]
Война [53]
CНГ И БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ [30]
Прошлое Руси [1]
США и Европа [187]
Азия и Африка [78]
Межнациональные отношения,миграция. [6]
Вести Новороссии. [141]
Толерасты-либерасты и прочие. [29]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Содержимое » Русский мир

    ХЛЕБ
     
    ХЛЕБ


    Каждому из нас приходилось слышать о необходимости уважительного, бережного отношения к хлебу. 

    Однако причину при этом называют обычно одну: в хлебе, мол, заключён нелёгкий человеческий труд. Между тем нелёгкий труд вложен во всякую хорошую вещь или продукт питания. 

    Почему же именно хлеб – "всему голова"? Потому, что в прошлые времена было больше нечего есть? Но ведь мы уже видели – это не так. 

    Дело в том, что теперь просто мало кто помнит о глубоких мифологических корнях, которые имеют наши взгляды на хлеб. 

    Выше уже говорилось о том, как относились славяне к Земле, в частности к хлебному полю. Добавлю ещё, что в изобразительном искусстве древних культур засеянное поле изображается тем же знаком, что и женская беременность. Этот знак дожил до наших времён в традиционных узорах вышивки на одежде. Отсюда уже следует, что хлеб был для славян священным даром Богов. Запрещалось, между прочим, бить по столу кулаком: стол – это Божья ладонь! 

    Кроме того, ту же репу, например, можно есть и сырую, а зерно требует тепловой обработки. Его надо хотя бы поджарить. А чтобы сварить простейшую кашу, нужно обеспечить "союз" Огня, Воды и зерна – продукта Земли. Все эти три сути были для славян Божествами, всем трём поклонялись. 

    Сладкая (сваренная на меду) каша, заправленная ягодами, являлась древнейшей ритуальной едой: она несла мощную идею плодородия, победы над Смертью, вечного возвращения Жизни. Уместно напомнить здесь о Яриле и о "воскресающем" зерне, которое только радуется собственным "похоронам". 

    В священной каше с зерном соединяется ещё и мёд – один из символов "живой воды" у самых разных народов, и ягоды, также связанные с идеей "неисчислимого" плодородия. И вся эта символика "прочитывалась" древними так же легко, как мы читаем вот эту статью, сразу схватывая смысл и не думая про каждую букву! 


    Знак засеянного поля: 
    1 – на средневековой вышивке, 
    2 – на женской статуэтке, 
    3 – в античной росписи, 
    4 – на алтарике для первых плодов, 
    5 – на русской деревянной солонке
     

    Стоит ли удивляться, что славянская каша прекрасно вписалась в христианские ритуалы и доныне живёт под названием кутьи, которой угощаются на поминках? Разве что вместо мёда кладут теперь сахар, вместо лесных ягод – изюм, а вместо цельной пшеницы – рис... 

    Другой древнейшей ритуальной едой с незапамятных пор у славян были блины. Учёные-языковеды пишут, что произношение слова "блин" – искажённое: когда-то оно произносилось "млин" и происходит от того же корня, что "молоть" и "мелкий", обозначая таким образом пищу из размолотого зерна. Возможно, первоначально муку или мелко раздробленное зерно заваривали кипятком и ели ложками, потом однажды пролили на раскалённые камни очага и обнаружили, что новая еда очень вкусна. 

    В блинах, как и в каше-кутье, заключены те же священные сути, а кроме всего прочего, румяный, круглый блин отчасти схож с Солнцем, "умирающим и воскресающим" каждую зиму. Вот почему и доныне блины пекут опять-таки на поминках и ещё на Масленицу, когда празднуется победа над злой Богиней Мораной – холодом, смертью и тьмой, празднуется воскрешение Солнца, Жизни, Весны... 

    Освоив приготовление каш и блинов, древнейшие предки славян так или иначе вышли и на хлеб. 

    Хлеб унаследовал все священные свойства, о которых только что говорилось, но многое и добавилось. Всем нам случалось видеть (и трогать руками) тесто, приготовленное для пирога. Если же не случалось – полюбопытствуем. Оно кажется совершенно живым – тёплое, нежное, дышащее. 

    О поверьях, связанных с тестом и хлебом, учёными написано множество книг; сколько-нибудь полно пересказать их здесь невозможно. Вот хотя бы некоторые воззрения. 

    Возвращаясь домой с похорон, наши предки старались первым долгом заглянуть в квашню с тестом, чтобы священная сила Жизни изгнала Смерть за порог. 

    На квашню, покрытую подушкой, перед свадьбой усаживали невесту, чтобы новая семья жила весело, богато, дружно и многодетно. 

    Вынимая хлебы из печи, примечали, в какую сторону наклонились макушечки ковриг: если вовнутрь печи – к прибытку в доме, наружу – к разорению и беде. 

    На свадьбах перемешивали хлеб, испеченный в доме невесты, с хлебом, испеченным в доме жениха: быть двум семьям отныне "хлебами из одной печи"... Почему молодых осыпали зерном, я думаю, теперь понятно и без подсказки. 

    А вот как в древней Англии определяли преступника: давали подозреваемому съесть сухую корочку хлеба. И если он внезапно давился, – значит, был виноват. Сегодня мы объяснили бы это волнением преступника, боящегося разоблачения, но в древности не сомневались, что святой хлеб сам указывает злодея... 

    Упомянув об Англии, вспомним два хорошо известных всем слова: "леди" (lady) и "лорд" (lord). Оказывается, они имеют к хлебу самое непосредственное отношение. Вот что можно прочесть в толковых словарях английского языка: "леди" в первоначальном значении – это попросту "та, что замешивает тесто для хлеба"; "лорд" же – "хранитель хлебов". Когда в древней Англии разводилась супружеская пара, муж получал из домашнего имущества весь хлеб, выпеченный к моменту развода. А жена – всё тесто, ещё находившееся в квашне! 

     

    Обрядовое печенье "мосты", "козули", "кресты", "жаворонки", "богачи"



    А что такое "коровай"? Да-да, это слово правильнее писать именно так, а не "каравай", как мы привыкли.

    Однако бывало и так, что требовалось умилостивить Богов, а жизнь не позволяла расстаться с коровой-кормилицей. Вот тогда и лепили из теста изображение коровы, а позже – хлеб, увенчанный рожками, "коровай". 

    В первые века русского православия Христианская Церковь порицала "молёные", то есть выпеченные с славянскими славлениями , короваи, которые приносили в жертву Роду и Рожаницам. Потом борьба эта утихла, смысл её давно позабылся, а короваи остались. Осталось и наше отношение к хлебу... 

    http://my.mail.ru/community/svarga-/2BF7A98DFE11DA76.html

    Категория: Русский мир | Добавил: Ushkuynik (06.04.2014)
    Просмотров: 550 | Теги: Русь, оберег., завет, преданья, хлеб | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]