Дмитрий Лекух

Я понимаю, что очень многих людей в России, — и особенно среди российской, так сказать, интеллигенции, — просто корежит от одного осознания радостного празднования, например, Первомая.

Увы.

Это, — к сожалению, — так.

Я и сам, если честно, не очень понимаю сакральный смысл этого праздника, если уж совсем честно.  Нет, — он меня не бесит, просто не моё. Наверное, потому, что никогда, даже работая слесарем-инструментальщиком четвертого разряда на московском заводе «Фрезер» (был у меня такой период в жизни между армией и восстановлением в институте), не чувствовал себя именно что «трудящимся пролетарием». При всём уважении к трудящемуся пролетариату.

Не в этом дело.

«Моё», не «моё» — какая, собственно, разница, если он, — этот праздник, — есть.

Просто есть.

Его даже можно спокойно убирать из «красных дней календаря» — все равно будут праздновать. Прижился, что называется, в народе. И одной «пропагандой» в данном случае не объяснишь: вон 12 июня уже даже из «дня независимости» просто в «день России» переименовали, а всё равно пока что «не приживается». Так, — очередной внеплановый выходной.

Точно так же, как и День народного единства 4 ноября, давайте уж говорить объективно, всё равно, несмотря на все усилия пропаганды один чёрт остаётся в тени ноября седьмого. Несмотря на то, что к октябрьской революции народ, если верить социологическим опросам, относится, в общем-то, «не очень» — седьмое ноября, тем не менее, празднует с удовольствием…

…На самом деле, тут все просто и нет ничего странного: для того, чтобы понять это, нужно осознать только одну простую вещь: «советский период истории» в нашей стране — был. И в связи с этим «седьмое ноября» у многих ассоциируется далеко не только с носящимися по славному городу Петрограду матросиками и солдатами тыловых частей, но и, допустим, с парадом сорок первого года, когда марширующие по Красной площади части сразу с парада отправлялись на близкий фронт. И вообще в этом нет ничего удивительного: празднуют же те же французы День взятия Бастилии. И плевать им, что неплохой парижский поэт и параллельно «прокурор фонаря» Камиль Демулен сам потом признавался, что произнес свою знаменитую речь в Пале-Рояле, сподвигшую сограждан на штурм этой, к тому времени уже никому особо не нужной крепости-тюрьмы едва ли не с пьяных глаз, и вообще мало что из событий того дня помнит.

Но — празднуют. А, знаете, почему?

Да потому, что это их, французов, — история.

…Точно так же, как бы я ни относился, к примеру, плохо к большевикам и хорошо, допустим, к генералу Дроздовскому, армия, которая позже брала Берлин в 1945 году, была наследницей отнюдь не его вполне отважного полка. Напротив, «ясский полк» тут совершенно ни при чём, и она, эта победоносная армия, родилась 23 февраля 1918 года, когда было опубликовано постановление Совета Народных Комиссаров «Социалистическое отечество в опасности», и после этого именно рабочие отряды и ударные части красных латышских стрелков имени «льва революции» товарища Троцкого остановили немецкую интервенцию. И я, честно говоря, вообще не вижу ни одной причины, по которой мой народ должен этой своей победоносной, рожденной 23 февраля 1918 года армии, стыдиться. Потому что, ещё раз, — эта наша с вами история, которая с нашей страной «была», и из которой выросло наше настоящее.

К истории можно относиться как угодно. Кто-то ее считает трагической, кто-то великой, кто-то зловещей, кто-то радостной и справедливой. Это, собственно говоря, не так уж и важно: важно то, что она — наша. Просто история России советской это — вполне себе равноправная часть великой русской истории. И ее, эту часть, невозможно «вычеркнуть и забыть», как бы кто к ней, к этой самой «части русской истории» не относился.

И эти праздники — они, соответственно, тоже «наши».

А праздники, связь которых с современностью не слишком очевидна (как в случае 4 ноября) или ей идеологически противопоставлена (как 12 июня) — не приживаются.  

P.S. Я вполне сознательно не упоминал в тексте статьи о Дне Победы: просто потому, что с моей точки зрения, этот праздник вообще безусловный и не являющийся предметом дискуссии для любого нормального человека, живущего на этой земле.

http://www.odnako.org/blogs/o-nashih-i-ne-nashih-prazdnikah/