Недавно в российских СМИ сообщалось, что чиновники ЕС через Грецию пытаются оказать давление на русских святогорцев на Афоне. В частности, под их давлением гражданский губернатор Афона и представители ряда греческих афонских монастырей, финансово зависимых от ЕС, заблокировали в Протате инициативы Русской Православной Церкви и Правительства России по празднованию тысячелетнего юбилея русского монашества на Афоне.
О том, что все греческие монастыри Афона, в соответствии с договоренностью между Правительством Греции и ЕС, ежегодно получают от Евросоюза десятки миллионов евро на свое содержание, известно давно. Но попытки оказать политическое давление на Русскую Церковь через финансово зависимые от ЕС греческие монастыри – это, похоже, новый виток в геополитических играх, где чиновники ЕС начали пытаться использовать и отдельных представителей Православной Церкви.
К сожалению, современная ситуация в общественной и церковной жизни Греции, являющейся членом ЕС, для этого благоприятна. Длительное привыкание жить комфортно, не по средствам и в долг дают о себе знать. Выпрашивание денежных подачек становиться самоцелью не только для представителей прозападного правительства Греции, но и отдельных церковных деятелей, готовых взамен выполнять любые политические требования. Увы, не обошло это стороной и некоторые греческие монастыри на Афоне.
В этом я смог убедиться, посетив на прошлой неделю ряд монастырей Святой Горы. Большим удивлением было узнать, что среди греческих обителей, выступивших 10 апреля 2014 г. на заседании Кинота против российских инициатив по празднованию 1000-летия русского монашества на Афоне, был и довольно популярный в России Ватопедский монастырь.
Но, с другой стороны, чему удивляться, если эта и другие греческие обители от ЕС получают крупные денежные субсидии?
Другое дело, что, оказывается, некоторые греческие монастыри умудряются одновременно получать финансирование не только от ЕС, но и от России, при этом еще и вставляя палки в колеса церковным инициативам последней.
Объяснение же этому простое: «Ваше (русских) дело молиться и передавать щедрые пожертвования для наших монастырей», – буквально такие слова неделю назад я услыхал, вместо духовного назидания, от одного греческого игумена на Афоне.
После таких слов как-то само собой вспоминается, что еще около тысячи лет назад наш преп. Нестор Летописец, чьи нетленные мощи почивают в пещерах Киево-Печерской Лавры, пророчески предостерегал руссов, чтобы мы не сильно увлекались греческим радушием. «Греки лукавы суть», - писал свято-русский старец. Увы, но и через тысячу лет мало что изменилось. Особенно остро это проявляется на Горе Афон, которую греческие прозападные политики-националисты уже целое столетие пытаются использовать в своих политических и коммерческих интересах, целенаправленно и последовательно выживая с него славянское, и в первую очередь русское монашество и влияние.
Повторюсь, до последнего паломничества по Греции и Афону я этого не понимал. Все мы привыкли считать греков православными единоверцами, братьями. Но, увы, сами они на нас, русских, нередко смотрят совсем иначе. Оказывается, среди многих греков до сих пор очень сильно укоренено предубеждение, что славяне не являются «полноценными православными» и «европейцами»(!), что мы так и остались «варварами», которых просвещенные эллины приобщили к своей цивилизации. И что мы, «варвары», взамен за оказанную нам тысячу лет назад услугу обязаны теперь пожизненно платить грекам…
Да-да, именно платить. Один грек на Афоне мне это заявил прямо в лицо. И при этом сослался на того самого греческого игумена, ныне довольно популярного в России… – отца Ефрема из Ватопедского монастыря.
Такая постановка вопроса меня, как русского человека и патриота, очень сильно задела. Казалось бы, не стоит обращать внимание на слова какого-то грека. Безусловно, в семье не без урода. Но в том-то и проблема, что это был не просто рядовой грек… А подобное отношение к нам, русским, в ряде греческих монастырей Афона, к моему удивлению, оказалось чуть ли не общепринятым. И то, что озвучил этот грек, есть не его частное мнение; так наедине учат свою паству некоторые авторитетные греческие священники…
Не до конца еще понимая, что происходит на самом деле, я, следом за многими олигархами и бизнесменами из России, отправился в излюбленный ими греческий монастырь на Афоне. Именно греческий, а не русский. В последний, для нашего брата, ныне ездить не так модно, не престижно. Другое дело, греческий… Всякий, кто хоть поверхностно углубится в суть вопроса, сходу догадается, какой именно. На Афоне не так много монастырей, куда проторена дорога российской бизнес-элитой. А этот монастырь самый богатый на всем Афоне.
Так вот, поехал и я в этот монастырь. Это был Ватопед. Внешне все очень благолепно, в древнем стиле. Настоящая экзотика для нашего брата! Но, как оказалось, за всей этой внешней экзотичностью скрывается, кроме всего прочего, хорошо отлаженная индустрия по собиранию денег, особенно с российских паломников.
Именно здесь мне довелось узнать, что мы, русские, – чуть ли не «варвары», и что взамен за оказанную нам тысячу лет назад услугу обязаны пожизненно платить грекам (и это при том, что именно Россия спасла греков от многовекового турецкого рабства!). И здесь же, от одного из наставников обители, я узнал, что наше (русских) дело – передавать щедрые пожертвования для их монастырей. На вопрос же, почему их, а не русскому монастырю на Афоне? – я услышал ответ, который и вовсе меня добил. Оказывается, русские когда-то незаконно вторглись на Афон и что настоящее монашество может быть только у греков.
Вот так. Ни больше, ни меньше. Получается, как выкачивать из России колоссальные пожертвования на греческий монастырь – это «священный долг», а как возрождать русское монашество на Афоне – это «незаконно». «Подлинное православие – для греков»!?
Задумавшись над всем этим, я стал пытаться выяснить, откуда же в России в последние годы столь неожиданно вспыхнула несказанная любовь к этому греческому монастырю? Тем более, что в самой Греции с ним были связаны самые громкие за последнее время коррупционные скандалы в связи «отмыванием денег в особо крупных размерах» («ватопедский скандал» привел даже к отставкам в правительстве и смене власти на досрочных парламентских выборах в Греции в 2009 году).
На этом примере в очередной раз убеждаешься, что в нашей жизни ничего просто так не бывает. Оказывается, даже за большой любовью российских олигархов и бизнесменов к греческому Ватопедскому монастырю стоит хорошо продуманная и спланированная маркетинговая стратегия. Причем разработанная не в России, а в Великобритании, где еще в 2007 г. одно из ведущих маркетинговых агентств за очень большие деньги взялось внедрять ее через своих партнеров в России. И, надо сказать, довольно успешно. Настолько успешно, что практически все наши олигархи при посещении Афона с его многочисленными монастырями и скитами теперь первым делом стремятся завезти свои «скромные» дары не куда-то, а именно в этот греческий монастырь…
Причем, сотрудничающие с Ватопедским монастырем греческие турфирмы даже не скрывают этот факт. Когда мне в Салониках показали эту PR-стратегию, я глазам своим не поверил. В ней прямым текстом сказано, что главная цель – как можно больше заработать денег на России, используя духовные потребности российских верующих граждан. А одним из первых пунктов прописано, что для достижения этой цели необходимо дискредитировать «конкурента» – русский монастырь на Афоне. При этом, среди средств достижения такой цели, предложено сыграть даже на национальных чувствах, преподнося российским паломникам, будто русский монастырь захватили «хохлы», а украинским паломникам – будто Пантелеимонов монастырь является проводником российской «экспансионистской политики» на Афоне.
Предусмотрена в стратегии даже PR-тактика по раскрутке в России имиджа настоятеля Ватопедского монастыря как «прозорливого старца» (правда, такая «прозорливость» как-то совсем не предугадала арест самого игумена в декабре 2011 г. по обвинениям в "отмывании денег и ложных показаниях", в связи с чем на пересмотр решения суда пришлось выбросить несколько миллионов евро, собранных в т.ч. и у российских vip-паломников (только один залог обошелся в 300 тыс. евро!)).
Среди прочих, более мелких «каверз», детально расписана стратегия по переманиванию клиентов (т.е. паломников и жертвователей), ведению соответствующей демпинговой политики (если в русском монастыре, скажем, икона стоит 10 евро, то в греческом предложено продавать по 9 евро) и многое другое. Короче, банальная маркетинговая бизнес-стратегия вытеснения конкурента с рынка … Шла речь в ней даже о тактике переманивания персонала. Только в качестве «персонала» обозначены послушники русского монастыря, которые, по мысли британских маркетологов, должны распускать нелестные слухи о своем руководстве, а перейдя в греческий монастырь, как бы на личном опыте ненавязчиво объяснять российским и украинским паломникам, почему им не стоит жертвовать на русский монастырь.
Для дискредитации конкурирующего монастыря предложено также использовать обширнейшую сеть российских и украинских туристических агентств, где также целесообразно туристам/паломникам ненавязчиво объяснять преимущества ряда греческих монастырей перед русским. Ну и самое невероятное – детально расписано, как должны действовать «рекламные агенты» в Салониках, Уранополисе и на самом Афоне, стращая паломников «ужасами» пребывания в русском монастыре и всевозможными прелестями – в греческом.
Объектом последней обработки, не подозревая того, оказался и я сам. Сначала по дороге из Салоник в Уранополис, когда подвозивший меня таксист (понтийский грек, хорошо говорящий по-русски) на протяжении полутора часа пути пытался доказать, что нужно ехать не в русский, а именно в тот самый, греческий монастырь… А потом и в самом Уранополисе, на рицепшене в местной гостинице и в кафе. Тогда я никак не мог понять, почему эти греки так волнуются за меня, что, мол, не попаду в такую величайшую греческую святыню. Даже было подумал: надо же какие искренние, настоящие православные патриоты! А на поверку оказалось, что за всем этим показным «небезразличием» кроется элементарный расчет, продуманная стратегия и желание поживиться.
Из этой поездки на Афон, неожиданно для себя, я вынес очень много нового. Как хорошего, так и не очень. Несмотря на все предостережения и страшилки греков, в русском афонском монастыре Св. Пантелеимона я встретил истинно отеческое гостеприимство и радушие, чего не видел ни в одном греческом монастыре Афона. С другой стороны – на этот раз несколько иначе посмотрел на некоторых греков, о которых еще святой старец Нестор Летописец тысячу лет назад пророчески предупреждал: «Греки лукавы суть».
Уже по возвращении с Афона, когда в Салониках мне удалось ознакомиться с упомянутой маркетинговой стратегией по PR-раскрутке греческого Ватопедского монастыря, я стал интересоваться историей взаимоотношений греческого и славянского монашества на Афоне. До этого я даже не задумывался, какие трагические моменты она таит. Оказывается, на протяжении уже более чем 100 лет греческие политики, движимые прозападными и националистическими мотивами, руками греческих же монастырей (а в Греции все духовенство и монастыри пребывают на государственной дотации, т.е. на службе у государства!) пытаются любыми способами ослабить и выдавить славянское монашество с Афона.
В результате такой близорукой националистической политики размывается духовный фундамент многонационального Афона и Православия в целом. Под влиянием таких настроений в 1960-е гг. греки захватили на Афоне русский Свято-Андреевский скит, а в 1991 г. – русский Свято-Ильинский скит. Также захвачены сотни русских келлий и колив. Предпринимались попытки захватить и русский Свято-Пантелеимонов монастырь, но последний устоял. К слову, если в 1912 г. в Свято-Пантелеимоновском монастыре, Свято-Андреевском и Свято-Ильинском скитах, 82 келлиях и 187 каливах проживало около пяти тысяч русских насельников, что составляло более половины всех монахов Афона (в это время там находилось 3900 греков, 340 болгар, 288 румын, 120 сербов и 53 грузина), то ныне на Афонее подвизается не более 100 русских. В ХХ веке политика греческих националистов дошла до такого предела, что долгое время инокам из России вообще было запрещено поселяться на Афоне. Такие же ограничения касались и других «не греков» – православных болгар, сербов, грузин и румын.
Славянофобия отдельных греческих националистов, отрекшихся от православно-византийских идеалов ромейства в угоду узко-национальной ограниченности, доходила до такого маразма, что в борьбе со славянским влиянием на Афоне они не брезговали даже помощью гитлеровских нацистов. Так, узнав, что Северная Македония вместе со Святой Горой, после оккупации большей части Греции итальянскими войсками, может перейти под контроль союзнической Болгарии, 26 апреля 1941 года настоятели греческих афонских монастырей от имени Священного Кинота направили обращение к Адольфу Гитлеру. В составленном греками послании от имени афонского монашества провозглашались «благословение» и хвалебные оды «гению» и «победоносности» Гитлера, а также прямым текстом высказывалась просьба принять Афон под личную защиту и покровительство, не допустив болгарского вмешательства на Афоне. Гитлер был польщён письмом греческих афонитов и отдал приказ, запрещающий болгарским военным вход на Святую Гору. Контроль за исполнением этого решения был поручен гестапо, которое обосновалось в городе Уранополис. Кроме того, на Афон был введен немецкий гарнизон СС, полностью перекрывший мирянам доступ на Святую Гору. В этот же период нацистами было арестовано и расстреляно несколько афонских монахов.
Послевоенная политика прозападных греческих националистов по отношению к славянскому влиянию на Афоне мало чем отличалась. Особенно остро славянофобия проявлялась в период военной диктатуры «черных полковников» (1967 – 1974 гг.). С приходом в Греции к власти этого националистического движения, характеризовавшегося неприязнью ко всему чужеродному и особенно русскому, усилилось давление на славянское монашество на Афоне. В этот период русские монахи потеряли на Афоне Свято-Андреевский скит, а также чуть было не утратили последний бастион русскости – Свято-Пантелеимонов монастырь. В 1968 г. обитель по неизвестным причинам неожиданно возгорелась и чуть было полностью не погибла от пожара. Его последствия монастырь ощущает до сих пор, начав понемногу оправляться лишь в последние годы. И то, что русская обитель Афона постепенно восстанавливает свою былую духовную мощь и влияние, похоже, не всех устраивает в Греции и ЕС.
Афон являет собой «лакомый кусок» для многих политиков и бизнесменов, как греческих, так и европейских. С их стороны и в Греции, и в ЕС неоднократно звучат то елейные предложения, то категоричные требования превратить Афон в зону туризма и бизнеса, отменить многовековой запрет на въезд женщинам, разрешить открывать на его территории гражданские поселения и учреждения, гостиницы, рестораны и пляжи, охотничьи угодья, предприятия по добыче мрамора и многое другое. Ну не за спасибо же ЕС ежегодно финансирует афонские обители, выделяя десятки миллионов евро на их содержание. Естественно, что бескомпромиссная позиция славянских монастырей, и в первую очередь русского, отказавшегося от финансирования ЕС, в этом вопросе как «кость в горле» для многих евроделков. Договариваться с одной стороной всегда легче, чем сразу с несколькими. Вот и наложились традиционный шовинизм многих греков на жадность и подковерные интриги отельных деятелей (как светских, так и церковных) в Греции и ЕС.
И самое печальное, что вовлеченные в погоню за сиюминутными земными выгодами, некоторые греческие афониты даже не подозревают, как их же руками размывается, а точнее уничтожается незыблемый духовный фундамент многонационального Святого Афона. Ведь его духовная краса и величие заключаются вовсе не в греческом национальном костюме, не в греческом патриотизме и гегемонии. Они вне всего этого, временного и тленного. И наоборот, в этих симптомах – опасная опухоль, от которой Афон, как Святая Гора и Удел Божией Матери, может оказаться окончательно утраченным для всего человечества.
Причем, как ни странно, осуществиться это может нашими же (русскими) руками, и за счет наших же (русских) пожертвований. Спросите, каким образом? Да прямым. В результате успешно проведенной в России PR-компании около 90% всех афонских пожертвований от наших отечественных олигархов и крупных бизнесменов идет не в какой иной, а в тот самый греческий монастырь, заказавший у британских маркетологов бизнес-стратегию. Взамен их там чуть ли не на руках носят, кормят и поят по отдельному распорядку, отличному от общемонастырского. Уделяют максимум внимания, допускают в самая «святая святых», куда мирянам и соваться то не положено. А еще, удивляют их «чудесами прозорливости», при этом, правда, перед приездом собрав в интернете о каждом таком VIP-паломнике подробнейшее досье… И те, расплываясь от экзотики, и выслушивая приятные ушам словеса (а греки всегда славились мастерством в изящной словесности!), начинают наперебой отстегивать миллионами на нужды греческого монастыря. Из нашего, русского кармана.
Когда же я поинтересовался, почему они так обильно жертвуют именно этому греческому монастырю, а не какому иному, например славянскому, то получил тривиальный ответ – мол, так престижнее. А еще, что в том же русском монастыре слишком строгие и суровые правила, и что сколько б ты не жертвовал, к тебе будут относиться как к обычному паломнику. С последним могу согласиться, так как и молитва, и трапеза там для всех общая, вне зависимости от статусности. И отношение – не как к «денежному мешку», а как к обычному смертному, с такими же, как и у всех, грехами и страстями. В этом мы все едины. Для того то едем на Афон, чтобы помолиться и очиститься. А комфорта и человекоугодия и дома вдосталь. Стоит ли за этим ехать еще и на Святой Афон?
Вот и получается, что размываем русское влияние на Афоне мы сами. Наши русские святогорцы пытаются сохранить на Афоне то, что давно утрачено нами в России. А мы, вместо их поддержки, собственными же руками и за собственный же счет разрушаем то, что наши предки созидали и отстаивали на Святой Горе на протяжении тысячи лет.
Сложно представить, чтобы нечто подобное происходило в православной Российской империи. Россия веками отстаивала свои интересы на Балканах, поощряя именно русское монашество на Святой Горе. В поддержке русских монастырей на Афоне заключалось утверждение авторитета России. Это была принципиальная стратегическая линия православных российских государей и дипломатов. Теперь же, в лице российской бизнес-элиты, мы наблюдаем сдачу, предательство этих общероссийских национальных интересов в угоду личным, местечковым интересам. Да-да, именно предательство интересов Родины! А как еще иначе можно назвать ситуацию, когда наши отечественные олигархи миллиарды евро перегоняют на совершенно чужой для России греческий монастырь, а при этом собственный русский монастырь на Афоне обходят стороной?
К слову, перегоняют деньги в тот греческий монастырь, который на всю Грецию оскандалился причастностью к махинациям с недвижимостью и отмыванием денег, нанесших государству ущерб в размере 100 миллионов евро. Как сообщали СМИ, эти события спровоцировали тогда в стране политический кризис и даже отставку правительства. Сам архимандрит Ефрем был арестован и приговорен греческим судом к тюремному заключению. И только заступничество и финансовые вливания влиятельных российских покровителей и партнеров спасли греческого игумена. И хоть после трехмесячного тюремного заключения он был под залог в 300 тыс. евро выпущен из-под ареста, обвинения с него окончательно так и не сняты, а ему самому судом до сих пор запрещено покидать Грецию.
Вот, оказывается, куда и на что уходят российские деньги! Безусловно, благодаря проведенной в российских СМИ массированной PR-компании в России принято считать, что отец Ефрем оказался жертвой несправедливого наговора. Однако в самой Греции до сих пор бытует совсем иное мнение… И даже заступничество и финансовые вливания российских олигархов не способны здесь что-то изменить. А последние, несмотря ни на что, продолжаются.
Так, буквально недавно, 15 февраля с.г. президент ОАО "РЖД" и глава Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин наградил игумена Ватопедского монастыря орденом и международной премией фонда "Вера и верность". Почему же именно его и за какие выдающиеся заслуги, так и осталось неясно. Ведь тот же игумен русского афонского монастыря столетний схи-архимандрит Иеремия (Алехин) для возрождения в России православия делает куда больший вклад. Но даже его не удостаивают своим вниманием российские олигархи. А здесь буквально наперебой стараются услужить игумену с уголовной биографией… Что же это, как не предательство интересов Родины?
Напоследок, в качестве примера, приведу и вовсе непостижимый для меня факт. Три месяца назад, после колоссального успеха с привозом в Россию «Даров волхвов», несколько наших отечественных бизнесменов, организовавших это турне, решили договориться с руководством Протата об очередной «благотворительной» акции. На этот раз с участием чудотворной иконы «Достойно есть», хранящейся в соборном храме Протата и доступной для поклонения любому паломнику. Взамен они предложили каждому монастырю Афона по миллиону евро. Поскольку общее число монастырей на Афоне – 20, то речь шла о 20 миллионах евро. Но греки, обсудив между собой такое предложение, попросили еще по миллиону и на каждый скит (таких 17). Т.е. сумма удвоилась. На удивление, наши бизнесмены согласились. И дело вовсе не в щедрости и благотворительности. На святыне они рассчитывают заработать… И не скрывали этого перед греками, почему те и заломили такую цену.
А мне подумалось, ну вот к чему эта наша российская дурь? Неужели заработать больше не на чем, как на искренности и религиозных чувствах наших граждан? А уж если и привезти святыню с Афона, то почему обязательно за 20 миллионов евро? И почему обязательно из греческого монастыря? Ведь в том же русском монастыре на Афоне хранятся многочисленные, не менее почитаемые народом целебные мощи святых, чудотворные иконы и другие святыни! Причем, как я узнавал, русский монастырь привозил их в Россию, Украину и Белоруссию совершенно безвозмездно. Лишь бы русские православные люди молились… В 2003 г. – стопу Апостола Андрея Первозванного, в 2007 г. – главу Апостола и Евангелиста Луки, в 2010 г. – главу св. великомученика Пантелеимона Целителя. И, в отличие от греков, русский монастырь не брал и не просил за это ни копейки!
Но, оказывается, бесплатный привоз святынь малоинтересен. Куда более «престижно» отвалить тем же грекам несколько десятков миллионов, а потом же при их помощи вдвое больше заработать. Потому-то нашим бизнесменам и не интересно иметь дело с русскими святогарцами. Ведь те молятся… И паломников заставляют, ограничивая их в комфорте и чревоугодии. А в это время греки сами зарабатывают и другим дают возможность заработать.
Вот только что общего все это имеет с благотворительностью и православием? Такого ли возрождения чает вся православная Россия и Святой Афон?
Безусловно, все сказанное выше не означает, что в ответ русские должны начать отбивать паломников и их пожертвования от монастырей греческих. Боже упаси! Это должно быть делом свободного выбора, веры и совести каждого. Но вот применение светских маркетинговых технологий, тем более «черного пиара», уж точно недопустимо! И мы, православные люди России, должны строго следить за этим, не позволяя никаким заезжим PR-технологам манипулировать нами, дискредитируя и разрушая наши русские национальные святыни и предавая нашу Родину нашими же руками.
http://www.geopolitica.ru/article/poka-russkie-molyatsya-greki-pytayutsya-zarabotat-na-russkih#.U3FDmyhv0TM