Праздник Масляницы – комоедицы. Можно ли радоваться на поминках?
Праздник Масляницы – комоедицы. Можно ли радоваться на поминках?:
Да простят меня те, кто, причмокивая и смачно вытирая жирноватые пальцы, ел в эту Масляницу круглые, ароматные, вкуснящие блины, как символ Молодого Солнца.
Пусть простят меня и те, кто с 24 февраля по 3 марта славил Масленицу - Комоедицу. Да у тех попрошу прощения, кто в это время с веселыми играми и хороводами сжигал чучело Зимы.
Не у тех прошу прощения, кто, не вкладывая особого смысла, просто участвовал в массовых гуляниях, и жарил домашние блинчики. Попрошу прощения у всех, кто развлекался, пировал, думая, что празднует Великую Славянскую Встречу Весны. Потому - что собираюсь испортить вам этот праздник.
Все эти гуляния - большая неправда. Гуляния, затеваемые перед великим постом, предшествующим Пасхе – это вынужденная и кривая, как всякая полуправда, попытка совместить древнее язычество и христианство. Еще в 15 веке, в соответствии со своим природным календарем, славяне праздновали приход Весны 21 марта, в день весеннего Равноденствия.
Это и была настоящая Масленица. Как праздновали до этого много, много и много раз. Праздник исчислялся от Солнца, и день, когда просыпалась Мать сыра-Земля, когда спускался к ней молодой и огненный Ярило – Солнце, и был настоящим праздником Весны. Это день, когда в Явь приходили одни Боги, и уходили другие.
Но этот праздник начинается с поминокПомните праздник Велеса, Бога Мудрости и Чародейства 10-11 февраля? Ведь это день, когда, по славянским представлениям о земных законах, Богиня Судьбы, Великая Макошь, устраивает суд над Мореной, Богиней Зимы и Смерти и свергает ее власть.
Теперь вспомните, почему отмечают сороковой день со дня смерти. Потому – что «сорок» - это одно из трех известных славянам чисел, имеющих сакральный смысл. В том числе, Душа достигает Нави, Обители Мёртвых, за сорок дней после смерти.
Так вот, ровно через сорок дней от 11 февраля, а именно, в день весеннего Равноденствия, 22 марта, Велес, Властитель Трёх Миров, отмечает символические поминки по Морене, которая ушла в Навь до следующих холодов.
Вот что такое сжигание чучела Морены - Мары, огненный обряд, принятый у славян в отношении умерших. Знали Вы об этом, когда поджигали соломенную куколку? Ведь такое знание придает смысл всему действию. Незнание этого превращает сакральное действие в простую «гулянку».
И, если понимать подоплеку этого праздника, тогда даже становится понятно, почему Масленица называется Комоедицей. Совсем не потому, что «первый блин комом». А потому, что Великий Велес, обладая способностью к оборотничеству, чаще всего любил приходить на праздники в виде медведя, то есть «кома». И первый блин отдавали медведю, и пословица приобретает сакральный смысл только в первоначальном виде: «первый блин кOму (медведю)».
И блины, вообще – то, всегда были блюдом, которое ели на поминках, это ритуальное поминальное угощение у славян.
Справедливости ради надо сказать, отношение к тайне смерти, которое исторически показывали славяне – язычники, было удивительно светлым. Похожим на то, во что сейчас верят буддисты. То есть считалось, что Душа, очистившись в Нави, возвращается в Явь для нового круга совершенствования.
Почему праздник Весны длится не один день?Потому – что на самом деле – это два праздника. Вслед за Комоедицей начинается праздник встречи Весны, состоящей из Закликания Весны и Отмыкания Сварги.
Праздники славян - это гимн единения с природой, а не «выходные дни, спущенные сверху».
Четыре основных праздника: зимний Солнцеворот (праздник Коляды, Бога молодого Солнца), , весеннее равноденствие (праздник Ярилы, Бога Страсти и Плодородия), летний Солнцеворот (праздник Купало, Бога летнего Солнца), осеннее равноденствие (праздник Авсеня, Бога-Первопроходца).
Между ними: Стречи (встречи времен года)
начало Весны – Велесова Стреча: 10- 11 февраля,
начало Лета – Ярилина Стреча: 5-11 мая
начало Осени – Перунова Стреча: 1-7 августа
начало Зимы – Макошина Стреча: 3-9 ноября.
Как же встречали Весну?
После поминок Мары – Морены, которые длились неделю до весеннего равноденствия,
начиналась неделя праздника, в честь Отмыкания Сварги, которое свершал Ярило – Солнце, спускающийся к дремлющей Богине Мать Сыра - Земля.
В северной сказке "Боги и люди" так описывается праздник Весны:
(с полным текстом можно познакомиться в книге на сайте www.севернаясказка.рф)
И вот, однажды наступил день встречи Весны. Ярилу, бога ярого весеннего солнца, любовной страсти и плодородия, в деревне у нас очень чтили.
Вся деревня с утра участвовала в празднике – и стар и млад. Идут на Ярилину Горку, каждый хозяин несет хлеб- соль, складывают его кучкой, а специально выбранный хозяин троекратно кланяется на три стороны и произносит обращение к Яриле:
-Гой ты, Ярила огненная Сила!
С неба грядучи, ты возьми ключи,
Отомкни ты Матерь- Сыру Землю,
Пусти теплу росу да на всю весну,
На сухое лето да на ядрено жито!
Гой! Слава!
А весь народ повторяет это за ним и тоже кланяется на три стороны. Потом идут на поля, трижды обходят их и поют:
-Волочился Ярило
По всему белу свету,
Полю жито родил,
Людям деток плодил.
А где он ногою-
Там жито копною,
А где он глянет,
Там колос цветет.
А вечером выбирали самого красивого парня, и водили вокруг него хороводы, распевая песни.
-А у нас Ярилин день,
Я травку- муравку вытопчу,
Тебя, молоденьку, подержу…
На эти вечерние игрища допускались только молодые парни и девушки. После хоровода они разбивались на пары и разбредались, кто в поле, кто в лес. Ярило любовь очень одобрял. Он даже проверял, все ли парни и девки в гуляньи участвуют. Ходит, смотрит, спрашивает, если что не так.
Вот так, собственно, праздник Весны и Любви отмечал поворот природы к лету, свершение еще одного круга Жизни. Вот тогда начинают из под снега показываться весенние подснежники.
Что изменится, если мы будем знать?
Я не люблю, когда мне указывают календарный день, в который я должна плакать или смеяться.
Даже если вокруг это делают толпы с пустыми глазами и румяными щеками. Масленица, Комоедица,
Проводы Зимы могут оказаться просто льдинками, повисшими в пустоте.
Но я хочу, чтобы струны, связывающие меня, маленькую частицу, с бесконечным миром, сами начинали петь от радости так, чтобы ноги пускались в пляс.
Чтобы во время проводов Зимы и встречи Весны я могла встретиться с Богами, даже если не понимаю их во всей полноте и никогда не увижу во плоти.
Думаю, что природная гармоничная связь оживёт только тогда, эмоции подпитаются пониманием смысла происходящего на этой земле.
Поэтому – хочу знать! А то, что знаю, помогаю раскрывать в книгах «Северной сказки», издавать их и отдавать тем, кто чувствует любопытство и свою живую гармоничную связь с этой землей.
С наступающим праздником Весны, жители Севера Земли!
Счастья и радости!
Иванова Ирина, главный редактор издательства «Северная сказка».
|