“Макошь”. (А. Н. Фанталов, 1991).
Макошь (или Мокошь) была богиней плодородия, судьбы, женских работ. В христианскую эпоху ее образ ассимилировался святой Параскевой Пятницей. Дни Макоши праздновались осенью, после сбора урожая, обычно в пятницу (ср. Freitag немцев или Friday англичан, посвященные богине Фрейе).Крылатый пес Симаргл - считался охранителем посевов (древнеиранская мифология: Сэнмурв).
“Даждьбог”. (А. Н, Фанталов, 1991).
Даждьбог (или Дажьбог) - “Царь солнце” почитался как бог добра и белого света (а не самого солнечного диска). Этот образ имел широкое распространение. Греческая мифология дает нам пример Аполлона, скифская мифология - Колаксая, древнеиранская (зороастрийская) мифология - Митры. В “Слове о полку Игореве" русичи названы “дажьбожьими внуками”.
Небесная свадьба. (А. Н. Фанталов, 1996).
Картина показывает сюжет, присутствующий в славянской и балтской мифологиях. В одном из вариантов Месяц похищает невесту солнца - утреннюю зарю, но Перун разрубает его надвое. (Перун принадлежит к типу громовержца, широко распространенного в индоевропейских мифологиях (Перкунас - балтская мифология, Парджанья - индийская мифология, Тор - скандинавская мифология, Донар - германская мифология, Таранис - кельтская мифология, Тархунт - хеттская мифология). Священный день недели громовержца - четверг, священная птица - орел, священное дерево - дуб, священное оружие - молот или топор.
“Велес”. (А. Н. Фанталов, 1991).
Славянским богом стихийной силы земли, мудрости, богатства, охоты и мертвого мира был Велес. Его интересный образ имел многочисленные индоевропейские аналогии : Дионис (греческая мифология); Рудра (индийская мифология); Цернунн (кельтская мифология) и особенно Велс (балтская мифология).
"Похищение небесных коров". (А. Н. Фанталов)
Картина демонстрирует знаменитый индоевропейский миф. Велес похитил небесных коров и скрыл их в пещере. Перун же освободил их а самого Велеса поразил молнией. В балтской мифологии этой паре соответствуют Велс и Перкунас, индийская мифология знает Валу и Индру и даже в мифологии древних греков присутствует подобный сюжет (Hermes and Apollo).
Путь Даждьбога. (А. Фанталов, 1997).
Велес и Баба Яга подстерегают Даждьбога. Мотив напоминает историю смерти Бальдра (скандинавская мифология). При этом надо отметить, что пары: Велес - Даждьбог и Один - Бальдр соответствуют друг другу (хотя в "Эдде" Бальдра губит Локи, ряд исследователей считает, что первоначально это был Один. Вообще, данная коллизия очень сложна).
“Даждьбог в Царстве Подземном"”. (А. Фанталов, 1996).
Даждьбог спускается в подземное царство и побеждает Вия - судью мертвых. Светлый бог показан здесь на колеснице, запряженной грифонами (подобно Аполлону греческой мифологии). Веки Вия поднимали вилами его слуги аналогичная ситуация наблюдалась и в кельтской мифологии (Балор ирландцев и Исбаддаден валлийцев).
"Микула и Кащей". (А. Фанталов, 1996)
Картина показывает столкновение Микулы Селяниновича - воплощение мирного земледельческого труда и Кащея Трипетовича - как ни странно, также связанного с земледелием (он изображен с атрибутами Триптолема, героя греческой мифологии, с которым Кащея часто сравнивают).
Сварог (здесь изображенный согласно концепции Б. Рыбакова как многоглавые боги западных славян или индийский Брахма) и сын его Даждьбог - "Царь-солнце", победив в начале мира Черного змея, вспахивают на нем землю. (А. Фанталов, 1996).
"Темные силы земли". (А. Н. Фанталов, 1997)
Картина показывает разверзшуюся земную твердь и появление хтонических чудовищ, готовых принять участие в финальной битве с силами света. Мы видим исполина Святогора (правильнее, быть может звучало - "Вострогор", "Вострогот"); Черного змея; Вия; змееногих гигантов - горынь, усынь, дубынь...
"Ковчег светлых богов". (А. Н. Фанталов, 1996).
Победив чудищ, светлые боги - Сварог, Даждьбог, Перун, Лада и другие укрылись в ладье. которую и привел к очищенной земле прародитель Род в образе исполинской щуки (как Вишну привел корабль Ману - индийская мифология).
"Лада". (А. Фанталов, акварель, тушь, 1991).
Лада (наряду с Макошью) была славянским воплощением архетипа Великой Богини. Она покровительствовала семье и браку, ее праздник приходился на весну, когда парни с девушками зажигали костры и водили хороводы.
"Перун побеждает змея". (А. Фанталов, акварель, тушь, 1992).
Важным элементом концепции Бога Грома является змееборчество. Индра побеждает Вритру (индийская мифология), Тор сражается с Ермунгандом (скандинавская мифология), Зевс одолевает Тифона (греческая мифология), Бог Грозы противостоит Иллуянке (хеттская мифология). Славянский фольклор также содержит подобные сюжеты, хотя змеевидного противника Перуна часто ошибочно смешивают с Велесом (это другой элемент упомянутой концепции). Псы и хищные птицы часто упоминаются в балтских и славянских песнях как свита громовержца.
Микула и Святогор. (А. Фанталов, холст, масло).
Картина в легендарном свете показывает расселение славян На ближнем плане – Микула Селянинович, мифологический герой-земледелец. Вдали – древний великан Святогор, уступающий мир людям.
Воскрешение Героя. (А.Н. Фанталов, акварель).
Здесь изображен славянский вариант мифа о воскрешении Героя, который был убит драконом. Рядом мы видим Велеса, который как Бог Земных Сил родствен образу Героя. Орел является символом Бога Грома.
Даждьбог и Златыгорка. (А.Н. Фанталов, акварель).
Картина представляет фантазию о Даждьбоге и его жене, великанше Златыгорке. Похожий сюжет имеется в скандинавской мифологии (бог Ньерд и великанша Скади).
Индрик-зверь и Мать Сыра-земля. (А.Н. Фанталов, акварель).
Картина изображает славянский миф о зачатии чудесного героя-волка (сына змея).
(А.Н. Фанталов, акварель).
Эта картина показывает славянских хтонических персонажей: Велеса, Усыню (мужик, сам с перст - усы на семь верст), Горыню (всадник, оплетенный змеями) и Бабу Ягу, подобную здесь валькирии скандинавской мифологии. Велес есть славянский Бог Земных Сил, остальные персонажи - герои славянских сказок.
Остров Буян (он же - Руян, он же - Рюген, там же - Аркона, - прим. авт.). (А.Н. Фанталов, акварель).
Буян есть легендарный остров русского фольклора. На этой акварели мы видим структуру мира в славянской мифологии. Олени воплощают порождающее начало (верхний уровень мироздания). Орел есть олицетворение грома (средний уровень). Змеи представляют подземны мир. Все три уровня бытия связяны облачным мировым древом, расположенном корнями вверх.
Легенда о священном золоте. (А.Н. Фанталов, акварель).
Скифский (а возможно и славянский (если это - не одно и то же, - прим. авт.) миф гласит о том, что с неба выпали три чудесных предмета: плуг, секира и чаша. Трое братьев - сыновей царя пытались завладеть ими, но достались они лишь младшему, который и унаследовал отцовский престол. Вероятно, подателем этих реликвий являлся Сварог - славянский бог неба.
Падение Велеса. (А. Н. Фанталов, акварель, тушь).
Миф о свержении Велеса с неба Перуном.
Велес и Усыня. (А. Н. Фанталов, акварель).
Картина показывает битву между славянскими хтоническими персонажами.
Триумф Велеса. (А. Н. Фанталов, акварель, тушь).
Здесь Велес показан обладателем жизненной силы и стихийной мощи, подобным греческому Дионису, индийскому Шиве/Рудре, кельтскому Цернунну и, особенно – балтскому Велсу.
Скимен-зверь русских былин. (А. Н. Фанталов, акварель и тушь)
Русский грифон. (А. Н. Фанталов, акварель и тушь).
http://http://fantalov.narod.ru/menu.
Источник: http://Русь,Фанталов,мифы,русскии боги. |