СКАЗОЧНЫЙ МИР РУСАЛКИ
В сказаниях и мифах разных народов есть свои русалки, они бывают добрыми и злыми, но это всегда духи, с того света, они мертвецы, хотя и живут рядом с живыми. У каждой из них есть своя печальная история. И связанна она, прежде всего с таким светлым, а порой и несчастным чувством, как любовь. Сказания о печальной любви расскажут вам и наши предки.
У славян есть печальная повесть о двух влюбленных, о Купале и Костроме.
История эта началась на берегах реки Волги, в те времена ее называли Ра. А начиналось все так: встретил на берегу реки бог Семаргл богиню ночи Купальницу.
Они поженились, у них родился мальчик Купала, его назвали в честь матери, и дочь – Кострома. Похитили брата птицы и унесли в теплые края. Потому и не знала Кострома, что был у нее брат. Она росла писаной красавицей и похвалялась, что нет ей равного жениха, а потому ни за кого она не пойдет замуж. Боги разгневались на нее за это и решили наказать дерзкую девицу – вернули они на родину Купалу. Плыл он по реке в ладье, заметил проплывавший мимо венок и поднял его. А у славян издавна был тогда обычай – если брал юноша в руки сплетенный девушкой венок, то обязан был на ней жениться.
Они полюбили друг друга, когда увиделись. Сыграли свадьбу. А после нее открыли боги Купале, что женился он на собственной сестре. У многих народов и у наших предков запрещены были кровосмесительные браки. Такой позор можно было смыть только смертью. Бросилась Кострома в темное лесное озеро, нырнула в него с головой, но не утонула, а превратилась в лесную русалку – Мавку. Погиб и ее брат, ринувшийся в костер, чтобы очиститься от страшного греха.
Месть совершилась, но она оказалась слишком жестокой для двух ни в чем не повинных влюбленных.
Небожители раскаялись и решили вернуть влюбленных к жизни. Но вернуть им человеческий облик не могли. Тогда и превратили их в цветок Иван - да - Марья, где желтым, огненным цветом сияет Купала, сине-фиолетовым, как воды лесного озера, - Кострома. Символом очищения от греха стали огонь и вода. А на славянских землях появились первые русалки.
РУСАЛКИ.
Больше всего мифов у разных народов существует именно о русалках. Так их называют в русских мифах и сказках, у европейских народов - озерные девы.
С давних пор выделяли славяне девушек, погибших не своей смертью, чаще всего утонувших, которые потом обитали на дне озер. Их души пребывали в травах и снадобьях, потому они отличались неземной красотой. Как и многие духи, они обитали в потустороннем мире, а потому порой их называли навками. (Навь у славян- «души умерших», «мертвушки».) Умирали они до вступления в брак, а потому и оставались всегда молодыми - просватанные невесты, не дожившие до свадьбы. Иногда они являлись обнаженными или в прозрачных белых одеждах, часто они ходили в тех нарядах, в которых их похоронили, с распущенными волосами и венком на голове. По старинным обычаям таким девушкам устраивали свадьбу во время похорон.
Но порой встречали на берегу озер в полночь и уродливых, косматых старых баб, похожих больше на ведьм, но они были еще и горбаты. Ходили они в лохмотьях с клюкой в руках. Всегда их можно отличить от живых людей - у них черты потусторонней нечисти- холодные руки, распущенные волоса (это не допускалось у живых женщин и девушек).
На земле они появлялись на Троицу или на Русальной неделе, когда зацветала рожь. В это время их можно было увидеть в разных местах: в поле, у воды, на деревьях, на мосту, на кладбище, на перекрестках дорог. Они могли появиться и в домах, где прежде жили, а там прятались от посторонних глаз за печью или в углах. Они неожиданно являлись из иного мира и после отведенного им срока уходили туда, откуда пришли.
Вода и деревья, где обитали русалки, считались местом перехода из мира живых в мир мертвых, потому именно там они и появлялись. По всем поверьям весной оживали не только растения, но и души умерших.
Слово «русалка» связанно со словом «роза». Именно розами усыпали те места, где они появлялись. Они охраняли посевы и урожай. Но если люди нарушали запреты, они в отместку могли навредить им - « вытоптать» и «высушить» посевы, а порой насылали ливни, бури, град и засуху.
Много сказок и мифов связанно с русалками, которые по ночам плещутся в воде, а днем кувыркаются в поле, вьют венки, играют и хлопают в ладоши, поют, кричат, хохочут. Часто они пугают людей или подшучивают над ними, иногда душат и щекочут до смерти, реже – топят в воде, превращают в животных или предметы, похищают и портят пряжу, полотно. Они могут забрать оставленных без присмотра младенцев. В сказках русалка появляется с ребенком на руках, оставляет его и награждает того, кто о нем позаботится. Но порой они гоняются за детьми и душат их, если те появляются в поле во внеурочное время. О погибших детях так и говорили: « Русалки забрали их к себе»
Иногда верили, что такие встречи оборачиваются для людей болезнью. У человека трескается голова, и перекашивается лицо. Люди верили в то, что особенно сильны русалки, как и вся нечисть, по ночам, до первых петухов. От них оберегает крест, молитва, магический круг. Боятся они и растений – особенно полыни, крапивы, чеснока.
В дни Русальной недели люди переставали прясть, ткать, шить, не работали в поле, не ремонтировали избы, не ходили в лес за дровами. Чтобы задобрить русалок, на ночь оставляли ужин, одежду на деревьях. В последний день недели они отправлялись на тот свет, и называется он « проводы русалок». В сказках они чаще всего ищут любви земного юноши, обещают ему несметные богатства, а потом забирают на дно морское и оставляют в своих владениях.
По всем поверьям у славян русалки ненавидят женщин. Они заставляют их раздеться и голыми отправляют из леса назад, но всячески прельщают мужчин. Никто из них не устоит против такой красоты. При первом взгляде они влюбляются и остаются зачарованными. Если русалка окликает по имени, то нужно хранить молчание: не зная имени, она не может причинить вреда.
Стариков и старух русалки не любят и прячутся от них. Они могут слышать только голоса русалок и видеть, как колеблются ветви под ними.
Образ русалки часто появлялся в литературных произведениях русских писателей и поэтов. Самое знаменитое стихотворение написал М.Ю. Лермонтов, а сказка, которая известна во всем мире «Русалочка» Г.-Х. Андерсена и сегодня остается любимой не только среди детей, но и взрослых.
М.Ю. Лермонтов РУСАЛКА
Русалка плыла по реке голубой
Озаряема полной луной.
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
И шумя и крутясь, колебала река
Отраженные в ней облака.
И пела русалка, и звук ее слов
Долетал до крутых берегов.
И пела русалка: « На дне у меня
Играет мерцание дня.
Там рыбок златые гуляют стада,
Там хрустальные есть города.
И там, на подушке из ярких песков
Под сенью густых тростников
Спит витязь – добыча ревнивой волны.
Спит витязь чужой стороны.
Расчесывать кольца шелковых кудрей
Мы любим во мраке ночей.
В чело и в уста мы в полуденный час
Целовали красавца не раз.
Но к страстным лобзаньям, не знаю зачем,
Остается он хладен и нем.
Он спит – и, склонившись на перси ко мне
Он не дышит, не шепчет во сне!
Так пела русалка над синей рекой.
Полна непонятной тоской.
И шумно катясь, колебала река
Отраженные а ней облака
ОЗЕРНЫЕ ДЕВЫ
В европейских мифах у славянских русалок есть ближайшие родственницы. Чаще всего их называют Озерными девами. Они обитают в роскошных дворцах на дне горных озер. Они писанные красавицы: высокие стройные с роскошными золотистыми волосами до талии и чудесной белой кожей. Вместе с ними живут седовласые, но сильные мужчины. Дворцы окружены прекрасными волшебными садами.
Если человек попадал в этот мир, то его угощали изысканными яствами, звучала непередаваемо прекрасная музыка. Было единственное условие – если человек срывал там хоть одну- единственную былинку, все исчезало, а гость оказывался на берегу и больше во дворец не попадал.
И сами Озерные девы появлялись на суше. Они резвились, танцевали, охотились. Появлялись они на земле чаще всего в полнолуние за минуту до полночи и танцевали в лучах до первого крика петуха.
В отличие от славянских русалок, Озерные девы выходили иногда замуж за смертных. В дом мужа приводили, как приданное – волшебных животных. Но при этом ставили мужу условие – не нарушать определенный запрет. Когда муж трижды нарушал его – они возвращались к себе и забирали дары.
В сказке в первый раз мужчина разозлился на жену за то, что она закапризничала, во второй раз, когда она заплакала на свадьбе. Жена пояснила, что плачет она оттого, что молодым суждены мучения, и они не подходят друг другу. В третий раз она засмеялась на похоронах и пояснила, что мертвые счастливее живых – им не о чем больше беспокоиться. Так они и расстались навсегда. Сыновьям своим она помогала стать целителями, а с бывшим мужем больше никогда не встречалась.
Озерные девы охраняют родники и другие водные источники в своем мире. Они медленно расчесывают свои длинные волосы золотым гребнем в такт течению воды. И вода обретает целительные свойства. Если мужчина услышит ее голос, то должен за три дня жениться на Озерной Деве, или он умрет.
Каждой весной, как и у русалок, у них есть свой праздник. В этот день они пью из хрустального кубка по очереди, приобщаются к тайнам поэзии и земной мудрости. В это время люди видят их в развивающихся на ветру белых одеждах. Они меняют свой облик – ночью невыразимо прекрасны, а днем красота их тускнеет.
По одному из старинных преданий рыцарь до вечера преследовал белую лань, утомился и остановился, чтобы попить воды у родника. К нему явилась Озерная Дева
Ключей моих ты мутишь влагу,
Но проклянешь свою отвагу.
Ты в жены должен взять меня
Иль проживешь всего три дня,
Иль чахнуть будешь до кончины
Семь дней подряд, как от кручины.
Рыцарь на это ответил, что он женат и не может нарушить данной клятвы. Через три дня он умер, как и предрекала Озерная Дева. Но беды на этом не закончились.
Через несколько дней и жена его умерла. Так плачевно завершилась случайная встреча с волшебницей.
А.С.ПУШКИН «РУСАЛКА» КРАМОЛЬНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ
Если обратиться к нашей древней истории, то мы знаем, как долго еще язычество уживалось вместе с христианством после 988 года, когда князь Владимир Красно Солнышко принес в мир новую веру. И в «Слове о полку Игореве» в тринадцатом веке есть только языческие символы и образы, и лишь в финале скупо появляются какие-то знаки новой веры, которая всегда была страшно далека от русской души.
А.С.Пушкин написал дерзкое стихотворение «Русалка», которое не было напечатано даже в собрании его сочинений, и появилась жалоба в министерство Просвещения из патриархии, когда он попытался включить его в новые сборники. Но что же так насторожило служителей церкви?
Перед нами довольно изящная баллада, в которой один из любимых языческих образов дохристианской Руси - прекрасная русалка, и именно она искушает старого монаха.
Человек удалился от мира для того, чтобы молиться и приблизиться к своему богу. И какая же опасность подстерегает его в уединении? Над озером появляется прекрасная нагая дева, и как обычно это было в рассказах, связанных с русалками, расчесывает свои длинные волосы. Появляется она, как и всякая сила, именуемая нечистой, в полночь.
Бела, как ранний снег холмов,
Выходит женщина нагая
И молча села у брегов.
Старик, который мог с бесами, его одолевавшими, сладить, оказался перед ней бессилен. Но не от страсти, а от страха дрожит монах. Почему же такое происходит?
Увидев ее, он убедился в том, что тот мир, который предали и пытались уничтожить его предки, продолжает существовать. И явление русалки - веское тому доказательство. Если бесов с новой верой примирить удалось, то русалки оставались пережитками язычества, и их не могло уже быть в христианском мире. Монах в тот момент убедился в обратном. Но тогда невольно он перестает верить своему богу, потому что не смог бы ужиться с прошлым. Она увлекает его не в пучину страсти, как это традиционно описывают другие поэты, а в пучину безверия, отречения от своего бога:
Она манит его рукой,
Кивает быстро головой.
И после этого исчезает, оставляя его наедине крамольными раздумьями у последней черты. И понимают и Пушкин, и его противники, что любому из нас страшно заглянуть не в бездну греха, а в бездну неверия, когда ни раскаяние, ни молитва больше не могут спасти человека. И у Данте, сладострастникам отводится третий круг ада, в то время как неверующие остаются в пятом:
Всю ночь не спал старик угрюмый,
И не молился целый день
Русалка сделала свое черное дело. Он мог бы замолить любой грех, но если он больше не может молиться - вот что самое страшное для христианина. Но молитва больше не имеет для него никакой силы. Русалка, даже исчезнув, не оставляет его.
Перед собой с невольной думой
Все видел чудной девы тень
Если бы Пушкин хотел показать грехопадение монаха, то он привел бы живую деву к своему герою. Но у нас на глазах столкнулись два совершенно разных мира, две веры, которые и тогда и позднее сосуществовали рядом. Но вера, которая тысячелетия царила на славянских землях, на поверку оказалась значительно сильнее, чем краткая и насильно навязанная чужая вера.
Русалка ведет свою игру, и он полностью ей подчиняется:
Глядит, кивает головою,
Целует издали, шутя,
Играет, плещется волною.
Но то, что для русалки только игра, для монаха страшнее гибели, потому что с ним будет покончено раз и навсегда.
А мы знаем, что в разных системах поцелуй, это еще знак магический, который может оживить человека, или убить его окончательно, заморозить его душу. Монах вырвался из мира, в котором провел всю свою жизнь, и дева без всяких усилий погубила его, он ушел к ней.
Заря прогнала тьму ночную,
Монаха не нашли нигде.
Он ушел в пучину неверия. А по колдовским поверьям, именно вода является тем переходным рубежом из одного мира в другой. Так и исчез еще один верный раб божий.
Но почему в 1819 году, в довольно благополучное для него время, поэт написал такое странное стихотворение? Он прекрасно знал русские сказки и былины - в них жила душа народа, и поэт догадывался о том, что она так и оставалась чаще всего языческой.
В стихотворении Лермонтова «Русалка» перед нами совсем иная картина. Оно, прежде всего о страшном одиночестве прекрасной девы. Там нет ни одной живой души, способной ею любоваться. Ее песня печальная долетает до берегов. И она поет о мертвом витязе на дне озера, но и он прибыл сюда из чужой стороны, и равнодушен к ней:
Но к страстным лобзаньям, не знаю зачем,
Остается он хладен и нем
Это только странный сон, о котором мечтал герой, чтобы «забыться и заснуть». Перед нами традиционный образ. Но и М.Ю.Лермонтова эти чудные создания существуют в нашем мире рядом с людьми.