Вторник, 26.11.2024, 00:42
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Мой сайт

Форма входа

Меню сайта
Категории раздела
Публицистика [156]
Политика [128]
Русский мир [506]
Славянство [36]
Разное [29]
Украина [688]
СССР [36]
Книги онлайн [38]
Война [53]
CНГ И БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ [30]
Прошлое Руси [1]
США и Европа [187]
Азия и Африка [78]
Межнациональные отношения,миграция. [6]
Вести Новороссии. [141]
Толерасты-либерасты и прочие. [29]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Содержимое » Славянство

    КОРОВА И БЫК В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ. КОРОВА ЗЕМУН
    Славяне верили, что все мы наделены разными характеристиками, присущими различным животным. Каждое животное, зверь ли, птица или рыба, самый малый муравей имеют свой характер, историю и волшебную силу. Нашим богам присуще перевоплощение. Так если Перуну больше нравится обращаться в орла, то Индрику проще перевоплотиться в змея. Это зависит напрямую от тех качеств зверя, в которого перевоплощается тот или иной бог. Люди тоже могли оборачиваться зверем. Например, известны народные предания о Волкодлаках (человек – волк), Кошколаках (человек – рысь), людях – медведях, оленях, соколах и т. д.

    До сих пор глубинная суть животных не скрылась за ворохом тысячелетий. Образы выступают в сказках, преданиях, песнях, пословицах и поговорках. В них звери и птицы говорят и мыслят, подобно нам, в то же время по-своему, по особым законам, часто жестоким и непонятным, но при соответствующем отношении, верным и справедливым. Черты животных находим мы в себе и окружающих. Улыбаемся или порой ужасаемся, видя свет разума в их глазах.

    Тотемные, священные животные у славянских народов не редкость. Так, к примеру, Волк, медведь, сокол – это священные звери наших предков. Почему, скажем, именно эти звери, а не верблюд, крокодил, слон? Да потому, что как у каждого народа должна быть своя исконная культура, вероисповедание и образ жизни как таковой, так и почитание тех или иных животных зависит от географического положения, специфики исторического развития, обрядов, обычаев и т.д. Но у Славян не было деревянных кумиров почитаемых животных, это мы можем найти у алтайцев и других народов. Информацию об интересующей нас проблеме мы находим в устном народном творчестве, мифах, пословицах и поговорках.

    Корова – буренка, боденушка, кравица.

    В пастушескую эпоху у славян корова – одно из первых и крупнейшее из сельскохозяйственных животных. Стадо тучных коров, сравниваемое с плотными белыми облаками на небосклоне, считалось первым богатством скотовода. Недаром во многих индоевропейских языках слова "деньги” и "скот” звучат одинаково. Санскритский корень "go” (как, например, в слове говядина) означал главные силы природы – небо, землю и солнечные лучи.

    Корова – питающая стихия, мать и кормилица, весенняя дождевая туча, сочащаяся живительной влагой, ревущая ураганными ветрами. Дождь и роса – молоко небесной коровы, им приписывались волшебные свойства, как и обычному молоку. Белая корова символизировала утреннюю зорю, черная – ночь и тьму. Рогами этой коровы служил месяц. Черная корова весь мир поборола – загадка, ответ на которую – ночь.

    С черной коровой связан и жуткий образ славянского демона – Коровьей Смерти. Этот темный рогатый дух обходит стада, заражая их опасными болезнями. Ее появлением объясняли массовый необъяснимый падеж скота. Ведьмы иногда доят коров, задаивая до смерти.

    Но светлые коровы – это легкие рассветные облака, которых Заря выгоняет поутру на небесное пастбище. Их молоко – это роса, в целебные свойства которой так верили наши предки. Время коровы – середина весны. Цвета – белый, черный, рыжий Пословицы и приметы: - Купил мужик корову, привел домой, стал доить, ан бык; ин так и быть - Долог у коровы язык, да не велели говорить - Та бы корова молчала, что под медведем была - И одна корова, да жрать здорова - Которая корова пала, та по три удоя давала - Утка в юбке, курочка в сапожках, селезень в сережках, корова в рогоже, да всех дороже - Корова комола (безрога), лоб широкий, глазки узеньки, в стаде не пасется, в руки не дается – медведь - Черная корова идет вечером впереди стада – к ненастью, пестрая – к переменной погоде, белая или рыжая – к вёдру.

    Бык – вол, вил, бугай. Если корова – это в первую очередь дойное животное, то бык использовался главным образом для пахотных работ. Отсюда и разделение их мифологических образов. Бык – олицетворение грубой и упрямой природной силы, похотливости, решительности, ярости, которую, впрочем, можно обуздать, что и сделали воспетые в легендах первые землепашцы. 

    Наши предки верили, что боги сами пахали на небесных быках и научили людей обрабатывать землю. Низкое бычье мычание породило немало сравнений и поэтических метафор. Это и гудение пчел (бучел, по старому) и рокот воды близ глубокой заводи (бучила) и плотные предгрозовые тучи (бычки) и крик выпи (водяного быка) в ночной мгле. Бык связывался с пахотными работами, с возрождением, с прибавлением и приростом. Многие народы мира поклонялись золотому тельцу – воплощению земного блага, богатства. Ярый тур – образ наступающей весны, олицетворение напористого животворящего водного потока и огненного дыхания, который сметает на пути остатки зимней скверны. Бычье око сравнивалось с озерами, имеющими округлую форму и родниками. Быка славили в весенний праздник Турицы и в Коляды. Древний обычай гласил, что хозяин имел право на такой надел, какой мог запахать за один день. В сказке Добрыня ограждает русские земли от кочевников, пропахав глубокую борозду на огнедышащем Змее, закрепив таким образом священные границы. Время быка – середина весны. Цвета – рыжий, золотой, синий, красный Пословицы и приметы: - Хвать быка за рога – ан вилы в руках - Богатый, что бык рогатый: в тесные ворота не влезет.

     На Руси крестьяне соблюдали тысячи примет, чтобы буренка оставалась здоровой. Например, после дойки нельзя подходить к открытому огню, а если молоко кипит, оно ни в коем случае не должно убегать. Старинные заветы доярки сейчас соблюдают редко, но даже среди огромного стада могут найти «свою» корову. Наши предки бережно относились и почитали корову, поскольку со времен одомашнивания этого животного, а произошло это около 8,5 тысяч лет тому назад, корова деревянная была символом космических сил, а вместе с быком составляла верховную божественную пару. Она также символизировала луну и небо, чему причиной были ее рога, напоминающие полумесяц, и ее молоко, ассоциировавшееся с Млечным Путем. В верованиях славян это животное олицетворяло богиню неба, кормилицу земли, которая своим молоком поит поля; молоко такой коровы - символ благодатного дождя. Часто облака также называли небесными коровами и ассоциировали корову с небесной водой.

    Корова - наиболее почитаемое из домашних животных, требующее особой защиты от нечистой силы, способной отобрать молоко. В древности славяне, по-видимому, не забивали коров на мясо. Коров не режут, а продают даже в случае болезни или старости. И фактическая, и условная продажа заболевшей коровы воспринимается как магическое средство, способствующее её выздоровлению. У западных и южных славян в случае срочного (из-за болезни) забоя коровы её мясо не потребляли хозяева, а продавали его соседям или всем жителям села. Забивать коров — нетелей, яловок разрешалось на свадьбу, поминки и в редких случаях — на общественные праздники. Корова играет важную роль в погребальном обряде у восточных и западных славян. У восточных славян существовал обычай дарить корову священнику или бедняку сразу после похорон. На Украине и у западных славян верят, что крупный рогатый скот оплакивает смерть хозяина. В некоторых местах домашние животные сопровождают гроб с телом хозяина до церкви. По поведению коровы можно предсказать смерть в доме. Красная или чёрная коровы снятся к смерти. Коровы и телята, которых дарят беднякам, попадают на «тот свет», где имеются специальные загоны для них. В свадебном обрядовом комплексе и сопутствующем фольклоре корова ассоциируется с женщиной, невестой. Корова — обязательная часть приданого невесты у восточных и западных славян. У южных славян парни, приходящие колядовать на Рождество в дома любимых девушек, шли чистить хлев. У казаков на Тереке в святочные ночи парни срывали калитки с домов девушек лёгкого поведения, делали на площади из них «загородку», куда загоняли коров этих девушек.

    На Русском Севере и у южных славян известны легенды о мифических коровах, обитающих в озёрах. Иногда они выходят на прибрежные луга, и тогда человек может отбить одну корову от стада, обежав вокруг неё. Такая корова даёт очень много молока и всегда крепка и здорова. Корова и бык связаны в народной культуре также с небесной водой, облаками, осадками. По их поведению (когда они поднимают головы к небу, бьются рогами, подпрыгивают) можно было предугадать дождливую погоду. Чёрные и тёмного окраса коровы, возглавляющие стадо при возвращении с пастбища, также предвещали дождь. В Сербии верили, что внутри дождевого облака находится бык или корова и можно услышать доносящееся оттуда мычание. Такие же представления выражены в белорусской загадке: «Белая корова тростник поломала» (снег). Поэтому во время засухи вызывают дождь сжиганием коровьего навоза. Более чётко выражена в славянской народной культуре связь облачности, атмосферных осадков, воды с молоком. Русские считали, что если молоко при доении сильно пенится, то это к ненастной погоде, а «тёмные святки», облачность в ночь под Рождество Христово сулят большие удои молока в наступающем году. У южных славян утром в Юрьев день хозяйка взбивала масло из молока, а дочь залезала на крышу дома. «Какая погода? — спрашивала мать. По всей земле — солнце, над нашим домом — облако», — отвечала девочка. Этот обряд должен был способствовать увеличению молока у коров. С той же целью коров выгоняли пастись в Юрьев день, на Троицу, в день Ивана Купалы очень рано, «на росу».
    корова 1 (170x262, 7Kb) Вода — основное магическое средство, применявшееся для повышения молочности коров. При первом выгоне коров в стадо на Юрьев день, Рождество и в другие праздники их обливали водой, окропляли святой водой, прогоняли между полными вёдрами. С этой же целью обливали и пастухов. Украинская хозяйка всякий раз, беря воду из колодца, обращалась к воде с заговором, в котором просила прибавить молока коровам. На Русском Севере пастух должен был на всё время летнего выпаса закопать «отпуск» (письменный текст заговора) в сырое место у воды, иначе у коров будет мало молока. В Карпатах существовал обычай первое молоко, выдоенное после отёла, выливать в быструю речку. Молоко коров противопоставлено небесному огню, стихии огня. Если первый весенний гром загремит, когда корова ещё не в хлеву, то они не будут давать много молока. В некоторых местах Болгарии верят, что молния и гром выпивают у коров молоко. В животноводческой практике всех славян существует запрет подходить к огню, очагу сразу после дойки коровы: прежде нужно вымыть руки. Корова — объект постоянной заботы или, наоборот, преследований домового (или других опекунов хозяйства — ласки, ужа, петуха). Ласку и ужа нельзя убивать, так как вместе с ними сразу же падёт корова. Следует держать коров. той масти, которая совпадает с окрасом домашней ласки. Существуют верования, что уж сосёт молоко у коров. Убивать такого ужа нельзя: корова будет тосковать по нему и погибнет. Нельзя бить коров палкой, которой убили ужа: корова будет «сохнуть». Корова может быть демоническим существом. Украинцы и белорусы представляли себе холеру в образах женщины с коровьими ногами, чёрной коровой, женщины, сидящей на чёрной корове. В корову может оборачиваться ведьма, в виде коровы может являться клад. Гуцулы верят, что в хозяйстве может быть демоническая корова «полубэрок» — корова с коротким ребром. Если она сдохнет, то в этом хозяйстве сдохнут подряд ещё девять коров.

     При раскопках поселений донских славян, которые жили на территории современной Воронежской области в первом тысячелетии, среди разных артефактов в большом количестве встречаются кости коров, быков и волов. Учёные установили, что донские славяне разводили крупный рогатый скот, среди которого преобладали коровы. А обнаруженные при раскопках толстостенные сосуды с отверстиями в нижней части явно говорят, что их создатели занимались изготовлением творога. 

     В древней Руси считалось, что русичи произошли от коровы Земун и ее потомства - Бурены, Даны, Амфелы. В "Велесовой книге " написано : " Мы - славяне, потомки Даждьбога, родившего нас через корову Земун, и потому мы - кравенцы: скифы, анты, русы, борусины и сурожцы". Корова Земун (священная Небесная Корова), как и Коза Седунь, была сотворена Родом на самой заре времён. Она является матерью Велеса от Рода Вышня. Поэтому Велес часто изображается как бык или человек с бычьей головой и зовётся Велесом-Коровичем. (по другой Версии, Велес явился в мир раньше Вышня, и явился Нисхождением Всевышнего. Вышень затем пришел к людям, и воплотился как Сын Сварога и Матери Сва. Как Сын, сотворивший Отца. А Велес явился Нисхождением Всевышнего для всего живого мира (для людей, волшебных племен и животных), и воплотился сыном Небесной Коровы и Рода. И потому Велес пришел раньше Вышня и проклыдывал Ему дорогу, готовил мир и людей к приходу Вышня. .

     В день Велеса принято не есть молочные продукты в честь почитания Велеса-Коровича и его матери Коровы Земун. В начале времён Священная Корова жила на острове Березань, но после перебралась в Верхний Мир Богов. По разным данным Млечный Путь или наша галактика была создана из молока Земун или молока Козы Седунь. По другим можно судить, что этот процесс был создан обеими богинями. По саду Ирия (славянский рай) течёт молочная река прямо из вымени Земун. 

     Коровы созидательницы есть во многих религиях. Параллели Небесной Коровы Земун можно найти в Египетских верованиях (корова-небо), в Индийских, где до сих пор коровы являются священным животным, у Лакцев и Лезгин корова является покровительницей рода. Эту Богиню почитают как в Велесов День 11 февраля, так и 10 Апреля, когда чествуется сама Корова Земун. Считается, что это божество покровительствует путникам и помогает заблудившимся. В Индии спокойный, уравновешенный характер коровы, вероятно, настолько полно совпадал с представлениями о благочестивой жизни, что она стала наиболее почитаемым и священным животным.

     Главное божество индусов зовётся Говинда. Это имя соответствует напрямую нашему Велесу... Говинда = Велес. Древнерусское слово ГОИТЬ означало "жить", "говеть". Отсюда ГОВинда – арийский бог, тождественный Велесу, откуда происходит знакомое неожиданное слово ГОВядина. При чём здесь корова? Оказывается ещё как "причём". Не простая, а небесная. (скорее всего образно, как обычно. Созвездие Тельца??). Читаем: В начале Велес был рожден Небесной Коровой Земун от бога Рода, который протек от Белой горы Солнечной Сурьей, Ра-рекой.

     В санскрите есть слово хома-дхену, то есть "жертвенная корова”. Коровы у индуистов считаются священными животными, и убивать их, безусловно, запрещено. В Бомбейском аэропорту используют магнитофонную пленку с записью рычания тигра для того, чтобы разгонять коров со взлетной полосы – ни один индиец не тронет священное животное. 

     Корова на протяжении тысячелетий занимала центральное место у скотоводческих народов всего мира. И даже сейчас, на заре нового тысячелетия, во многих африканских племенах корова является главным символом богатства и состоятельности. В ближне-восточных и греческой мифологиях известны рассказы о боге, влюблявшемся в корову. С культом коровы у ряда скотоводческих племён связана мифологическая и ритуальная роль молока как сакрально чистого напитка. 

    Представляя как Луну (многие лунные богини имеют коровьи рога), так и божеств земли, корова — животное и небесное, и хтоническое. В отличие от двойственности значения образа быка, корова (как прирученный крупный рогатый скот) наделена позитивной символикой.

     Основные значения: Великая Мать, богини Луны; Луна, лунный мир; «питательный аспект» божеств, продуктивная сила земли (матерински питающие силы земли); множественность, деторождение, материнский инстинкт. Во многих древних и архаических религиях корова – это символ плодородия, изобилия, благоденствия. Образ молочного изобилия, характерный для общеиндоевропейской мифологической традиции, отражён в многочисленных метафорах ведийской поэзии и в этимологии: др.-ирл. duan — «песня, стих» < тот же корень, что и duha, ----; в «Ригведе», гомеровском эпосе и латинском языке слово «вымя» означает в то же время «изобилие, плодородие»: — др.-инд. вед. udhar, — лат. uber.

     "Кроме короля, нет ничего важнее коровы" - африканская поговорка. 
    Символичный архетип коровы- кормилицы, коровы-прародительницы имеет глубокие корни. Один из главных богов шумеро-аккадского пантеона Энлиль почитался как божественный бык, а его супруга Нинлиль - как божественная корова. Считалось, что их союз дал Месопотамии плодородную почву.

     В скандинавской мифологии волшебная корова своим молоком вскормила первого человека. В русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка» бедной сироте помогает «коровушка-матушка». В похожей по смыслу сказке «Буренушка» также рассказывается о волшебной корове, которая дает девушке-сиротке еду, питье и хорошее платье. В сказке «Буря-богатырь Иван Коровий сын» рожденный от коровы богатырь разумнее, сильнее и храбрее родившихся одновременно с ним сыновей королевы и девки-чернавки. 

    «Крошечка Хаврошечка» – удивительная по содержанию книга мудрости русских людей. Как и любая другая сказка нашего народа, «Крошечка Хаврошечка» представляет сведения о жизни и верованиях древних людей. И для того, чтобы отгадать хотя бы некоторые из тайн, необходимо просто вдумчиво прочитать сказку «Крошечка Хаврошечка». Ведь создавались русские народные сказки для нас с вами . Древние люди чтили предков и заботились о потомках. Поэтому оставили нам свои произведения, в которых постарались доступнейшим образом изъяснить все прелести жизни на Земле

     О чём сказка «Крошечка Хаврошечка» «Крошечка Хаврошечка» наилучшим способом показывает древнейшие представления о верованиях славян. Во-первых, в сказке «Крошечка Хаврошечка» показаны метаморфозы: коровушка перевоплощается в яблоньку и продолжает помогать девочке. 

    Если связать всё это с поверьем людей того времени, у каждой семьи есть своё тотемное животное, а иными словами, первопредок. Корова и есть тот самый прапредок, пришедший помочь девочке в земном мире. Вот почему корова говорит девочке, чтобы та не ела её, ведь она для неё – тотемное животное. С помощью коровы Крошечка Хаврошечка справляется с труднейшими заданиями мачехи. 

    Перевоплощаясь из животного в волшебное дерево, коровушка продолжает помогать девочке и благодаря этой помощи девочка находит достойного суженого. Сказка «Крошечка Хаврошечка» заканчивается созданием новой благополучной семьи

     Во-вторых, по представлениям древнего человека получить мудрость можно только от предков. Но они находятся и ином мире. Вот почему в народных сказках так много переходов в символический «иной мир» (лес, полянка и др.). Примеры тому вы найдете в сказках: «Иван Царевич и Серый Волк», «Красная шапочка», «Сказка 12 месяцев», Царевна Лягушка» и многих других сказках

    В-третьих, древние люди верили в стихии. Вот почему в старых добрых сказках силы природы помогают людям. Это могли быть и Месяц, и Солнце, и Морозко, и Водяной, и другие персонажи (см. «Летучий корабль», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка Морозко», «сказка Конёк-Горбунок»). 

    В-четвёртых, люди полагали, что образы мира природы – это перевоплощённые люди, поэтому так легко находит Крошечка Хаврошечка общий язык с коровой и яблонькой. А когда Крошечка Хаврошечка влезала корове в одно ухо и вылезала в другое, набиралась силы от первопредка и становилась непобедимой — ещё одно из поверий славян.

     В-пятых, древние люди знали силу слов. Поэтому в сказке "Крошечка Хаврошечка" всего лишь силой слов «Спи глазок, спи, другой!» (цитата, сказка «Крошечка Хаврошечка») сирота усыпляет Одноглазку, Двуглазку и Триглазку (на 2 глаза). Но это лишь некоторые догадки и трактовки сказки «Крошечка Хаврошечка». 

    Предлагаем и вам прочесть в уютной атмосфере произведение народной русской мысли. Кто знает, может именно вам, загадочная сказка «Крошечка Хаврошечка» поведает все свои тайны. 




    Категория: Славянство | Добавил: Ushkuynik (14.03.2014)
    Просмотров: 592 | Теги: сказки, мифология, Славяне, культ животныхтотем., Русь | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]