Еврейский партизанский отряд братьев Бельских: для кого – герои, кому – палачи…
Писать о евреях во время Второй мировой войны, прежде всего – в восточной Европе, дело крайне неблагодарное. Обязательно найдутся оппоненты и порицатели, обязательно будут обвинения в однобокости, предвзятости, некомпетентности… Тема такая… Но всё же, попробую. Сегодняшний разговор о братьях Бельских. Взяться за эту тему подвиг в целом позитивный результат написания материала о Колчаке. Повод – аналогичен: 31 декабря прошлого года на мировые киноэкраны вышел фильм режиссёра Эдварда Цвика («Последний самурай», «Кровавый алмаз» етс.) о братьях Бельских. В главной роли – Дэниэл Крейг, тот самый «Джеймс Бонд». Фильм с бюджетом в 50 млн. дол. называется «Defiance», что на российских сайтах переведено как «Вызов», на польских – как «Сопротивление». Никак не претендуя на полноту углубления и не стараясь дать окончательный вывод, попробую написать об исторической основе этого фильма. Итак, по пунктам…
Еврейское Сопротивление во время ВМВ
Исторические факты опровергают один из основных стереотипов, касающихся ВМВ, – об обречённо-покорном восприятии европейских евреев своего уничтожения гитлеровцами. В ЦВЕ действовали десятки подпольных организаций в гетто, большое число еврейских партизанских отрядов, осуществлялись побеги из гетто и концлагерей, было предпринято ряд попыток восстаний. Евреи-партизаны были в Сербии, Греции… Особенно много их было в советских партизанских отрядах, а также в коммунистическом партизанском движении в Польше и Словакии. Более предметно говорить об этом здесь не с руки – объём постов в ЖЖ ограничен, да и тема нашего исследования чётко обозначена на сей раз.
На землях, которые до сентября 1939 г. принадлежали к Речи Посполитой, прежде всего – в современных западной Беларуси, южной Литве и восточной Польше, проживало до войны значительное количество евреев. С началом гитлеровской оккупации они оказались загнаны в гетто с отчётливой перспективой полного уничтожения. Логично, что начались массовые побеги из ещё недостаточно строго охраняемых гетто. В лесной глуши создаются своего рода семейные лагеря. Здесь жили, в основном, старики, женщины, дети. Уход из гетто не гарантировал безопасности – беглецов преследовали немецкие каратели и местные коллаборационисты-полицейские. К тому же в этом регионе действовали партизанские отряды польского подполья, которые тоже не были в восторге от такого «соседства», а часто (как в случае с отрядами Национальных вооружённых сил) прямо декларировали антиеврейские взгляды.
Соответственно, вслед за еврейскими семейными лагерями создаются и еврейские партизанские отряды, призванные защищать первые. Часть из них влилась в советское партизанское движение, некоторые, по сути, сохраняли автономность вплоть до конца оккупации. Эти подразделения формировались в основном из тех молодых евреев, которые сбежали из гетто и были способны носить оружие (впрочем, достать оружие было большой проблемой). Тут нужно подчеркнуть, что такие лагеря и отряды существовали не только в указанном выше регионе (на территории бывших восточных воеводств РП), но и в Центральной Украине, России, Литве. По некоторым данным, на оккупированной территории СССР было создано свыше 70 боевых еврейских отрядов и групп, в которых сражалось примерно 4000 человек. Всего в ЦВЕ было около сотни еврейских семейных лагерей.
Рождение легенды о Лесном Иерусалиме
Фильм «Сопротивление», как уже было сказано, посвящён трём евреям-братья: Тевье (его играет сам Д. Крейг), Зусу (Л. Шрайбер) и Асаелю (Д. Белл) Бельским. До войны они жили в с. Станкевичи близь Новогрудка. Семья Бельских поселилась в деревне в XIX в., они принадлежали к немногочисленной прослойке белорусских евреев-крестьян. Поскольку в царской России евреи не имели права владеть землей, то Бельские арендовали небольшие участки у соседей, а позже построили водяную мельницу.
Тевье, Зус и Асаель Бельские
Братья отличались физической силой и твёрдым характером, были широко известны своим нонконформизмом (имели целый ряд стычек с местными молодыми поляками). Старший брат Тевье (также встречается написание имя Тувия) родился в 1906 г. Окончил еврейскую и польскую школы, знал русский, белорусский, польский языки, идиш и иврит, затем выучил еще и немецкий (во время Первой мировой от квартировавших в селе немецких солдат). В Войске Польским, куда его призвали на срочную службу в 1927-29 гг., дослужился до капрала.
В 1939 г. эти земли стали частью Белорусской ССР, мельницу и принадлежавший Тевье магазин национализировали. 11 детей Бельских тем временем выросли, и жизни их устроились очень по-разному: один стал раввином, другой эмигрировал в Америку, третий вошел в коммунистический местный совет... Старший брат – Тевье стал работать в Лиде бухгалтером, Асаеля (1908 г.р.) и Зуса (1912 г.р.) призвали в Красную Армию.
Вот как описывает начало партизанского этапа жизни Бельских «Белорусская газета»: «После оккупации Беларуси немцами братья Асаел и Зусь, вышедшие из окружения, были вынуждены скрываться у соседей и в лесу, неподалеку от хутора родителей. Двое младших Бельских, Яков и Абрам, после ареста были расстреляны немцами. Тувия, пользуясь прекрасным знанием языков, переодевшись крестьянином, скрывался в окрестностях Лиды: там в гетто осталась его жена Соня. В декабре 1941г. младший Бельский, Арон, вернувшись из леса после встречи с братьями, увидел фургон нацистов, увозивший с хутора его родителей. Он успел предупредить старших братьев, которые с другого хутора увели в лес сестру Тайбе, ее мужа, ребенка и свекровь. 7 декабря родители Бельские, а также Сила, жена Зуся, и ее новорожденная дочь были расстреляны вместе с 4 тыс. других местных евреев. После многомесячных блужданий на краю гибели старшие братья - Тувия, Асаел, Зусь - и подросток Арон собрали в лесу всех оставшихся в живых родственников. В июне 1942г. Тувия вывел из лидского гетто жену Соню и ее семью». Через некоторое время к ним присоединились несколько десятков человек. К ним бегут из соседних гетто и постепенно лесное пристанище разрастается.
Вопреки логике войны и оккупации
Лидером еврейского партизанского лагеря и командиром созданного для защиты последнего отряда стал Тевье Бельский. Многочисленные свидетельства, собранные Институтом «Яд-Вашем» (в т.ч. и от критиков братьев), рисуют схожий образ Тевье Бельского – харизматичный лидер, внешне привлекательный, постоянно думающий о миссии спасения евреев. Тевье специально высылал эмиссаров в гетто с призывами сбегать, лучше всего с оружием, лекарствами, ценностями, но обещал принять каждого.
Вначале беглецы постоянно маневрировали по лесу, укрываясь от карателей. В августе 1942г. им удалось наладить связь с Новогрудским гетто и организовать переход людей из гетто в отряд, который за короткое время вырос с 80 человек до 250.
Следует сказать, что в Налибокской пуще размещались несколько крупных советских партизанских отрядов, состоящих из местных жителей и окруженцев 1941 г. Польское подполье оценивало количество советских партизан в пуще в 10 тыс. человек. В окрестных городках и сёлах действовало польское подполье, которое со временем приступило к формированию партизанских отрядов Армии Крайовой. Непосредственно в Налибокской пуще в начале 1943 г. действовал партизанский отряд АК им. Т. Костюшко (400-600 чел.). С его командиром, поручиком Милашевским, Т. Бельский несколько раз встречался.
Бойцы отряда братьев Бельских
Постепенно у Бельского налаживались контакты с советскими партизанами. В феврале 1943 г. отряд Бельских был включен в состав партизанского отряда «Октябрь» Ленинской бригады. Весной того же за счет беглецов из лидского гетто отряд Бельских вырос до 750 человек и был выделен в отдельный партизанский отряд бригады им. Кирова, которым по-прежнему командовал Тевье. Заместителем и командиром боевого крыла отряда стал Асаел, Зус руководил разведкой и контрразведкой. Арон, младший брат, был связным с гетто, другими партизанскими отрядами и местным населением. Под названием «Партизанский отряд им. Калинина» еврейский семейный лагерь под командованием Т. Бельского базировался в Налибокской пуще до самого конца оккупации, сохраняя определённую автономность. Осенью 1943-го боевики под командованием Зуса по приказу советского партизанского командования был выделен в самостоятельный отряд им. Орджоникидзе и действовал в районе родного села братьев. Асаел стал начальником разведки Кировской партизанской бригады.
Согласно польским данным в 1944 г. лагерь братьев Бельских насчитывал 941 человек, в т.ч. большое количество женщин и детей. Из них только 162 имели оружие. Расположенный в той же местности еврейский семейный лагерь Зорина, также признавший верховенство советского партизанского командования, насчитывал 562 человека, из них с оружием – 73. В лагере Бельских были свои хлебопекарня, мыловарня, баня, больница, школа. Были собственные мясник, кузнецы, гончары, повара и портные, были даже музыканты, игравшие по праздникам и на свадьбах. Была и синагога, где вел службы освобожденный из гетто раввин Давид Брук. В лагере был собственный суд, вынесший, в частности, ряд приговоров евреям-коллаборационистам. Также тут была оружейная мастерская и гауптвахта. В то же время не следует понимать, что на протяжении всей оккупации был один постоянный лагерь – место дислокации приходилось неоднократно менять, спасаясь от преследователей.
Как подчеркивала «Белорусская газета» особенностью отряда Бельских было то, что он пополнялся исключительно за счет евреев, бежавших из гетто Лиды и Новогрудка. В отряд принимали всех – женщин, детей, стариков, что шло вразрез с практикой советских партизанских отрядов, которые, как правило, принимали в свои ряды только боеспособных мужчин (зачастую только при условии наличия у них оружия).
Кадр из фильма «Сопротивление»
Для евреев-партизан Бельские были настоящими героями. Так Анатол Вертейм вспоминал после войны: «Во главе лагеря стали четыре брата Бельские, сыновья мельника из-под Новгорудка… Со временем в их подчинении было триста бойцов, которые благодаря своей храбрости стали легендой во всей пуще. Партизаны с удивлением передавали рассказы об их умелых засадах на немцев, отважных акциях и об казнях, которые братья Бельские проводили относительно коллаборационистов». Сулия Рубин в интервью для «Нью-Йорк Таймс» в 2000 г. сказала: «Я бы не жила сегодня, если бы не Бельские. Не были идеальными, но каждый может совершать ошибки. Они – часть моей жизни, они – моя семья, я люблю их». Историк из института «Яд-Вашем» проф. Израэль Гутман подчеркивал, что личность Т. Бельского имеет огромное значение для евреев, поскольку тот был одним из немногих, решившихся на вооружённое сопротивление немцам. В июле 1944г. братья Бельские вывели из леса более 1200 спасенных ими евреев. Обещанная гитлеровцами награда в 100 тысяч марок за голову Тевье не была выплачена.
Польская точка зрения
В современных польских СМИ доминирует негативная оценка отряда Бельских. Так, в частности, газета «Наш Дзенник», ссылаясь на результаты следствия Института Национальной Памяти, утверждает, что это подразделение совместно с советскими партизанами принимало участие в уничтожение мирных поляков в городке Налибоки. Исследователь массового убийства в Налибоках Лешек Жебровский, которого цитирует это издание, утверждает, что отряд Бельских практически не действовал против немцев, а занимался грабежом окрестных сёл и похищением девушек.
Аналогично с возмущением встретила информацию о премьере фильма Э. Цвика и наиболее популярные газеты в Польше – «Газета Выборча» (придерживающаяся, кстати, в целом либеральных взглядов – скажем в вопросе украинско-польского конфликта 1942-44 гг.) и консервативная «Жечьпосполита».
Л. Жебровский подчёркивает, что в лагере Бельских происходили ужасные вещи, доходило до убийств, из молодых девушек создали своего рода гарем. Признавая, что целью отряда было выжить, историк отмечает, что даже после признания верховенства над собой командования советского партизанского движения, Бельские не активизировали антинемецкую борьбу.
«Наш Дзенник» утверждает, что в результате реквизиций у местного населения отряд Бельских накопил значительные припасы еды, его бойцы ни в чём себе не отказывали, мясо было ежедневной пищей. При этом цитируется польский коммунист Юзеф Мархвинский, который был женат на еврейке, а к отряду Бельских откомандирован советским командованием. Тот так описал те времена: «Бельских было четыре брата, рослые и видные парни, поэтому неудивительно, что имели симпатии девушек в лагере. Были они герои по части выпивки и любви, но не желали воевать. Самый старший из них (командир лагеря) Тевье Бельский руководил не только всеми евреями в лагере, но и довольно большим и привлекательным «гаремом» - словно король Сауд в Саудовской Аравии. В лагере, где еврейские семьи часто ложились спасть с пустыми желудками, где матери прижимали к запавшим щекам своих голодных детей, где молили о дополнительной ложке тёплой пищи для своих малышей – в этом лагере цвела иная жизнь, был иной, богатый мир!».
Среди прочих обвинений в сегодняшней польской прессе в адрес братьев Бельских, прежде всего – Тевье – присвоение золота и ценностей, отданных евреями, жившими в лагере, на закупку оружия. В то же время, польский историк М. Турский говорит, что эти данные – из доносов завистников братьев.
Ещё один щекотливый момент – участие бойцов отряда братьев Бельских в столкновениях аковцев и советских партизан на стороне последних во второй половине 1943 г. Но это уже тема для другого разговора. Заметим только, что «Наш Дзенник» также указал на то, что 26 августа 1943 г. группа бойцов отряда Бельских вместе с другими советскими партизанами уничтожила ок. 50 бойцов АК во главе с поручиком Антонимом Буржиньским-«Кмицицем». В мае 1944 г. произошло ещё одно столкновение отряда Бельских с бойцами АК – шестеро аковцев были убиты, остальные отступили.
Бои с немцами: были ли нет?
Согласно данным «Белорусской газеты» уже осенью 1942г. отряд Бельских начал боевую деятельность: совместно с соседними партизанскими отрядами было совершено несколько нападений на автомобили, посты жандармерии и железнодорожные разъезды, сожжен лесопильный завод на станции Новоельня и восемь сельскохозяйственных имений. В январе, феврале, мае и августе 1943г. немцы предпринимали карательные операции, чтобы уничтожить лагерь. Так 5 января 1943 года были обнаружены и расстреляны две группы из отряда Бельских. В этот день погибла жена Тевье Соня. Но благодаря умелым действиям и исключительной изобретательности командира каждый раз удавалось спасти большинство жителей лесного лагеря.
В итоговом донесении отряда Т. Бельского отмечено, что бойцы его отряда пустили под откос 6 эшелонов, взорвали 20 железнодорожных и шоссейных мостов, 800 метров железнодорожного полотна, уничтожили 16 автомашин, убили 261 немецких солдат и офицеров. В то же время польский историк из ИНП Пётр Гонтарчик утверждает, что «Большинство битв, в которых принимали участие еврейские отряды, были полностью высосаны из пальца. 90 процентов акции, которые потом были описаны как бои с немцами, были на самом деле нападениями на гражданское население».
Следует понимать, что главная цель, которая была у жителей еврейских семейных лагерей – выжить, именно выжить. Этим объясняется и небольшая антинемецкая активность. Признают это и еврейские исследователи. Так польская газета «Жечьпосполита» цитирует проф. Н. Тец: «Помню, как я говорила с Тевье за две недели до его смерти. Спросила почему решился на это героическое действие? «Знал, что делают немцы, - ответил он. – Хотел быть иным. Вместо убивать, хотел спасать». Он не воевал с немцами, это правда. Потому что считал, что один спасённый еврей более важный, чем 10 убитых немцев». Этот принцип декларировался партизанами неоднократно, в свой лагерь они принимали всех беглецов из гетто. Даже несмотря на требования ряда молодых бойцов отряда отказаться от этой «обузы».
Ещё одним объяснением разночтений в количестве и качестве боёв еврейских партизан с оккупантами может стать то, как именно считать: по отряду-лагерю Тевье или же по боевой группе Зуса, действовавшей, по сути, с конца 1943 г. автономно.
Взаимоотношения советских партизан и евреев
В советские партизанские отряды, согласно воспоминаниям очевидцев, принимать беженцев из гетто практически всегда отказывались (за исключением врачей, ряда мастеров, боеспособных мужчин с оружием). На это накладывались и нередкие случаи антисемитских настроений среди партизан, что признаётся и в докладных записках руководителям подпольных обкомов. Потому и командиры других партизанских отрядов считали, что Бельские должны избавиться от непомерно разросшегося, по их мнению, «семейного лагеря» и активизировать диверсионную и боевую деятельность.
Некоторые из еврейских авторов приводят и такую информацию: «В начале ноября 1942 года начальник Центрального штаба партизанского движения генерал-лейтенант П.К.Пономаренко разослал командирам формирований радиограмму, фактически запрещавшую принимать евреев в отряды. Логика была убийственная: нельзя "допустить проникновения в отряды вражеской агентуры..."». Гирш Смоляр в книге «За проволокой гетто» рассказывает о том, что в отряде имени Пархоменко, созданном евреями Минского гетто, назначенный в августе 43-го командир Н. Гулинский зачитал приказ белорусского партизанского командования, предписывающий женщинам и старикам покинуть отряды «в целях повышения их боеспособности и маневренности». В ряде источников указывается на случаи расстрелов советскими партизанами евреев.
Но Тевье поступил хитро – пригласил посетить базу своего отряда секретаря Барановичского подпольного обкома партии генерал-майора Василия Чернышева. Тот увидел хорошо оборудованные и замаскированные подземные блиндажи, в которых не только жили люди, но и располагались различные мастерские: сапожные, пошивочные, оружейные, кожевенные, а также подземный госпиталь. Генералу подарили кожаное обмундирование и сапоги, изготовленные в мастерских лагеря. После посещения отряда Бельских Чернышев прекратил всякие разговоры о ликвидации «семейного лагеря».
Ещё один интересный факт, как свидетельствуют белорусские архивы, отряд Бельских получил от советского партизанского командования всего лишь «2 (два) автомата, 2500 патронов, 32 гранаты и 45 кг толу»…
Взаимоотношения с местным польским населением
Отношения партизан (различного рода и идеологической приверженности) и местного гражданского населения – одна из наиболее сложных и болезненных страниц истории ВМВ на территории ЦВЕ. Не исключение и отряд Бельских. В одном из еврейских СМИ, скажем, говорится об этом так: «Жители близлежащих деревень сотрудничали с евреями, поскольку быстро усвоили, что для них Бельские опаснее нацистов. Партизаны, не колеблясь, уничтожали доносчиков и коллаборационистов. Однажды местный крестьянин сдал нацистам группу евреев, которые пришли просить у него еды. Партизаны убили самого крестьянина, его семью и сожгли его дом». По воспоминаниям Окуня, Леонида Окунь, который в свои 12 лет сбежал из минского гетто и был проводником партизанского отряда им. Пархоменко, «Бельского определенно боялись. У отряда Бельского были «острые зубы» и отборные ребята-головорезы, польские евреи, не отличавшиеся излишней сентиментальностью».
Именно еврейские отряды польское подполье особенно сильно обвиняло в реквизициях и грабежах польских мирных жителей. В т.ч. одним из условий на переговорах с советской стороной, выдвигаемых поляками, было ограничение деятельности еврейских отрядов. Так, на первой встрече офицеров Новогрудского округа АК с командирами Ленинской партизанской бригады 8 июня 1943 г. аковцы потребовали, чтобы на реквизиции не высылались еврейские группы: «…не присылайте евреев, они по своему усмотрению хватаются за оружие, насилуют девушек и малых детей… оскорбляют местное население, угрожают дальнейшей местью советской стороны, не имеют меры в своей необоснованной злости и в грабежах».
В рапортах Делегатуры Жонда (подпольное польское гражданское управление) говорилось о событиях в бывшем Новогрудском воеводстве: «Местное население измучено постоянными реквизициями, а часто и грабежом одежды, продуктов и инвентаря. Чаще всего это совершают, главным образом относительно поляков, т.н. семейные отряды, состоящие исключительно из евреев и евреек».
Польский историк Мариян Турский так описывает эту ситуацию: «Брали ли партизаны Бельского еду у людей? Брали. Точно так, как её брала АК и все другие партизаны в мире. Это была армия и они должны были есть, должны были как-то жить. Очевидным источником обеспечения в этой ситуации было местное население. Они думали так: мы ходим с оружием по лесам, рискуем жизнью, воюем, а тот крестьянин лежит с бабой на печи, пальцем не двинет и ещё не хочет делиться». Его коллега Л. Жебровский, в свою очередь, делает акцент на том, что еврейские партизаны действовали во время своих экспроприационных акций особенно жестоко. В противовес ему М. Турский утверждает, что жёсткость еврейских партизан при конфискациях продуктов понятна – крестьяне (большей мерой белорусы, а также поляки) отчаянно защищали своё, нередко наводя на партизан белорусскую полицию и немецкую жандармерию. При этом указывает на запрет Т. Бельского реквизировать в ближних сёлах, чтобы не подвергнуть лагерь облавам.
Понятное дело, что обе стороны были полны и старых обид. Евреи помнили антисемитские настроения во второй Речи Посполитой, поляки – не могли простить сотрудничество евреев с советской властью в 1939-41 гг. (в воспоминаниях бывших жителей Налибок о сентябре 1939 г. неизменно фигурируют евреи с красными повязками на рукаве, вступившие в советскую милицию). В докладной записке уполномоченному ЦК ВКП(б) Чернышеву от 10 ноября 1942г. констатируется: «Население евреев здесь [в Западной Беларуси] не любит, иначе не называют, как «жиды». Если еврей входит в хату и просит продовольствия, крестьянин говорит, что евреи его ограбили. Когда же вместе с евреем приходит русский, все обходится благополучно».
Возьму на себя смелость сказать, что жестокость и ожесточённость у всех сторон в то время шли рука об руку. «Убить человека все равно, что выкурить сигарету», — вспоминал позже о тех временах один из бойцов отряда Бельских Ицке Резник.
После окончания оккупации
В марте 1944г. обитатели семейного лагеря отряда Бельских собрали и передали в фонд обороны страны 5321 рубль, 1356 немецких марок, 45 долларов, более 250 золотых и серебряных монет, около 2 кг золота и серебра ломом. Асаэль Бельский вместе с боевым отрядом присоединился к Красной Армии и погиб на фронте в 1945 г. возле Кенигсберга. Тевье и Зус с семьями переехали в Польшу, а оттуда в Палестину. Они поселились на окраине Тель-Авива в Холоне и работали водителями. По некоторым данным старший брат принимал участие в войне с арабами 1948 г., даже считался некорое время пропавшим безвести. Позже Тевье иммигрировал в Нью-Йорк, где работал до конца жизни таксистом (по другим данным – водителем грузовика) и умер в 1987 году в возрасте 81 год. Через год Тевье Бельский перезахоронен с воинскими почестями на Кладбище Героев на горе Герцль в Иерусалиме. Зус также переехал в США, где со временем основал небольшую транспортную компанию, умер в 1995 г.
В 1949 г. Т. Бельский опубликовал в Израиле книгу воспоминаний «Лесные евреи». Уже после смерти Т. Бельского начались научные исследования, посвящённые его отряду. Сценарий фильма «Сопротивление» основан на книге «Defiance. The Bielski Partisans», которую написала американский социолог и историк проф. Нехама Тец. Она родилась в 1931 г. в Люблине, сумела пережить Голокост и с 1952 г. живёт в США. Ещё одна книга была опубликована в 2003 г. – американский журналист Питер Даффи дал своей книге «The Bielski Brothers» длинный подзаголовок «Правдивая история трех человек, которые сражались с нацистами, построили деревню в лесу и спасли 1200 евреев».
Евреи из семейного отряда братьев Бельских в лагере Ди-Пи под Мюнхеном, 3 апреля 1948 г.
В 2007 г. разгорелся скандал вокруг младшего из братьев Бельских – 80-летнего Аарона, живущем теперь под именем Арона Белла. Он и его 60-летняя жена-полька Генрика были арестованы в США по обвинению в похищении человека и завладении чужим имуществом. По мнению следствия, дело обстоит так: супруги привезли в Польшу свою соседку в Палм-Бич во Флориде 93-летнюю Янину Заневскую, которая хотела лишь посмотреть на свою родину, и обманом оставили её в частном доме престарелых. Оплачивали её пребывание там (ок. Тысячи долларов в месяц), несколько раз звонили, но не забирали назад в Штаты. Кроме того, незаконно сняли со счёта Заневской как её законные опекуны 250 тыс. долларов (наследство от богатых мужей). Всё это тянет на 90 лет тюрьмы. По мнению друзей Арона это ошибка. Одни утверждают, что всё было инспирировано его супругой, другие – что Арон чётко исполнял пожелания Заневской, которая желала умереть на родине, а потому и поместил её в хороший дом престарелых, где у неё просторная комната с телевизором и внимательный уход со стороны персонала. Согласно данным польской «Газеты Выборчей» летом прошлого года Арон с женой пребывал под домашним арестом. Более свежих новостей об этом деле отыскать не удалось.
Спор о Налибоках
Перед войной 1939 г. в городке Налибоки, расположенном на краю одноимённой пущи, жило ок. 3 тыс. (по другим данным – ок. 4 тыс.) жителей, из них около 90% были римо-католиками (не исключаю, что часть из них были по национальности белорусами, а не поляками). Также тут проживали 25 еврейских семей (по некоторым польским источникам – несколько сот человек). В начале оккупации в городке был размещён пост белорусской коллаборационной полиции. В середине 1942 г. его ликвидировали и по разрешению немецких властей в Налибоках был легально создан действовала группа польской самообороны, который был вооружён гитлеровцами. созданной. Согласно польским источникам эту самооборону тайно контролировала АК, существовало негласное соглашение о ненападении с советскими партизанами. По послевоенному рассказу одного из руководителей налибокской самообороны Евгениуша Климовича в апреле 1943 года состоялась встреча представителей самообороны и советских партизан. Последние предложили разоружить польский отряд, а его членов включить в советские партизанские формирования. Поляки согласились распустить собственный отряд, но отказались вступать в советский.
Согласно данным польских историков в начале мая 1943 г. советские партизаны нарушили договор и напали на городок. В ряде польских источников главной причиной нападения на Налибоки было именно намеренье командования советских партизан ликвидировать польскую самооборону, члены которой на самом деле собирались вскоре перейти в партизанский отряд Армии Крайовой.
Партизаны отряда Бельского в Налибокской пуще, 1944 г.
Утверждается, что в нападении принимали участие партизаны отрядов «Дзержинский», «Большевик», «Суворов», которыми командовали майор Рафал Василевич и командир бригады им. Сталина Павел Гулевич. Кроме того, в нападении и убийствах мирных поляков, согласно данным ИНП (его лодзьское подразделение начало следствие по этому делу ещё в 2001 г. по просьбе Конгресса поляков в Канаде) и других польских историков, принимали участие и партизаны отряда Бельского. Нападавшие хватали в основном мужчин, которых расстреливали, часть местных жителей была сожжена в собственных домах. Также среди погибших – 10-летний ребёнок и 3 женщины. Кроме того, было ограблено местные хозяйства – забрано еду, коней, коров, большинство домов сожжены. Также были сожжены костёл, почта и лесопилка. По данным польской стороны всего было убито 120-130 человек (чаще всего называется цифра в 128 человек).
Следователями ИНП было опрошено ок. 70 свидетелей. Прокуратор ИНП Анна Галкевич, которая ведёт дело, заявила в прошлом году, что следствие подходит к концу. Скорей всего дело будет прекращено в связи со смертью подозреваемых в массовом убийстве.
Тот же «Наш Дзенник» опубликовал и интервью с Вацлавом Новицким, бывшим жителем Налибок и свидетелем событий в ночь с 8 на 9 мая 1943 г. (ему тогда было 18 лет). По его словам, среди нападавших однозначно были евреи из отряда Бельских. В частности он слышал, как они разговаривали на еврейском языке (очевидно, на идиш), нескольких из местных евреев среди нападавших узнал его дед. По словам В. Новицкого жертв среди поляков могло быть значительно больше, если бы не майор Василевич, который защитил их от евреев-партизан. При этом В. Новицкий обвинил ИНП в том, что они отклонили его свидетельства. В то же время, ещё в 2003 г. в публичном выступлении прокуратор ИНП А. Галкевич заявила, что «среди атакующих были также еврейские партизаны из отряда под командованием Тевье Бельского. Свидетели называли известные им имена партизан, принимавших участие в атаке, указывая, что среди них также были женщины и жители Налибок еврейской национальности». Как указал В. Новицкий, нападение произошло приблизительно в 5 часов утра, атаковали ок. 120-150 советских партизан. Его односельчанин Вацлав Хилицкий так описывает это: «Шли напрямую, врывались в дома. Каждого, кого встречали, убивали хладнокровно. Никого не жалели».
В польских источниках утверждается также, что атакой на городок руководили его бывшие жители-евреи, которыми в лагере Бельских командовал Израэль Кеслер, до войны бывший профессиональным вором. К этой группе принадлежали также братья Ицек и Борис Рубежевский. Жена последнего Сулия Воложинская-Рубин в своих воспоминаниях, изданных в 1980 г. в Израиле, а также озвученных в документальном фильме в 1993 г., утверждала, что нападение на неназваное нею польское село, в результате которого было убито ок. 130 человек (число совпадает с количеством жертв в Налибоках), было инициировано её мужем из мести за нападения местных жителей на евреев, сбежавших из гетто, и на евреев-партизан, в частности – за убийство отца Рубежевских. Так ли это?.. Прибавьте к этой информации ту, что Кеслер был убит Т. Бельским за попытку захватить власть над лагерем (по другим данным Кеслера казнили по приговору суда лагеря за попытки развалить отряд).
Интересная деталь – как указано в одной из статей в «Нашем Дзеннику», когда советские партизаны подошли к городку в их сторону выстрелил и убил одного из их командиров белорусский полицейский из Ивенца, который в ту ночь ночевал в Налибоках у своей тётки. Правда? Полуправда? Кто знает… Это весьма интересный вопрос – понесли ли советские партизаны потери при этом. Согласно данным ИНП в шифрограмме бригады им. Сталина от 11 мая 1943 г. П. Пономаренко и М. Калинину об атаке на Налибоки говорится об ожесточённом бое, в котором якобы было уничтожено до 250 немцев и полицаев, захвачены значительные трофеи. Стоит также сказать, что упомянутый выше Климович был осуждён в коммунистической Польше в 1951 г. как офицер АК за «убийство советских партизан» (смертная казнь заменена на пожизненное заключение, в 1957 г. был освобождён), в частности – за потери, понесённые последними в Налибоках. Значит потери были? Или нет? Какие? От кого? Ясности нет, по крайней мере, в доступных мне источниках.
В целом польская точка зрения была «в штыки воспринята» лидерами еврейской общины внутри и за пределами Польши, родственниками бойцов отряда Бельских. По словам Н. Тек обвинения этих партизан в причастности к убийствам — «чистой воды ложь». «Эти обвинения подчеркивают антисемитские тенденции в Польше и желание переписать историю», — считает Тек. Аналогично высказался и Роберт Бельский, сын Тевье: «Бельских не было в Налибоки в мае 43-го. Но даже если бы это было так, 128 человек не идут ни в какое сравнение с миллионами людей, которых поляки отправили к немцам, чтобы те могли казнить их. Я уверен, это просто еще одно проявление польского антисемитизма и желание Польши скрыть свои собственные преступления в годы Второй мировой войны». Утверждения о том, что отряд Бельского перебазировался непосредственно ближе к Налибокам позже, в июле 43-го, встречаются ещё в ряде источников. Так кто же прав? Когда еврейские партизаны пришли в район Налибок? Кому верить?
Споры в Польше вокруг массового убийства в Налибоках вряд ли утихнут в ближайшее время, учитывая выход фильма Э. Цвика. Кстати, его польская премьера состоится 23 января, а уже 29-го исполнится 65 лет со дня ещё одного спорного дела – убийства в с. Конюхи на Новогрудщине ок. 40 поляков. В этом обвиняются бойцы советского партизанского отряда «Смерть фашизму», при этом утверждается, что приблизительно половина из них – евреи, убежавши из гетто в Ковно и Вильнюсе. По этому делу также ведёт следствие ИНП.
Согласно коммуниката ИНП от 23 мая 2003 г. преступления в Налибоках и Конюхах «квалифицированы как коммунистические преступления, которые одновремённо являются преступлениями против человечества, которые не имеют срока давности. Следует при этом указать, что это только единичные, наиболее трагические примеры. Было значительно больше сёл и колоний на территории Новогрудского воеводства, которые атаковали советские партизаны».
Кстати, спокойно до конца войны Налибоки так и не дожили. 6 августа того же года в городок вошли немецкие подразделения, проводившие в Налибокской пуще антипартизанскую операцию «Hermann», а именно – известные головорезы СС-зондербригады Дирлевангера. Жителей расстреляли либо вывезли на работы в Рейх, оставшиеся к тому моменту целыми дома были сожжены. Это было частью гигантской антипартизанской акции, включавшей блокаду и тотальное прочёсывание пущи (лагерь Бельского, насчитывавший уже ок. 800 человек, спасся тогда чудом, две недели укрываясь на небольшом острове посреди болот).
Что-то вроде резюме
В вопросе об отряде братьев Бельских и ему подобных формирований никогда не будет единого мнения. Для кого-то они всегда будут героями, несмотря на нелицеприятную информацию, для других – всегда злодеями, без оглядки на условия и обстоятельства тех времён. Для одних Тевье Бельский всегда будет ассоциироваться с 1200 спасённых, для других – с 130 убитыми. Смотря, кто кому «свой»…
Такова уж специфика истории ЦВЕ в ХХ веке – тут невозможно найти точки соприкосновения в большинстве вопросов. Слишком уж кровавое столетье выдалось. Кто сейчас припоминает французам сожжённую Москву в 1812 г. или крымским татарам ежегодные набеги и работорговлю? А вот такие явления как усташи и четники, УПА и красные партизаны, СМЕРШ и НКВД, полицейские-коллаборационисты и уничтожение евреев и т.п., похоже, навсегда останутся раздражающими поводами для споров и взаимных упрёков народов-соседей. Холодный анализ фактов остаётся уделом всего лишь пары-тройки историков, а вниманием масс владеют пропагандисты и шоу-мены… И от этого никуда не деться… Кто-то будет снимать фильмы о Бельских, кто-то – ставить памятники «Огню»…
http://joanerges.livejournal.com/595293.html
|