Кто и как разжигает русофобию в республике
Есть в Беларуси один большой журнал. И название у журнала соответствующее и оригинальное—«Большой». Не совсем понятное название, т.к. большой — это прилагательное, а мало ли что может быть большим? Ну, да ладно, считают его большим — чем бы дитя ни тешилось… Однако ясно: раз журнал очень большой, то и темы могут быть в нем абсолютно разные — от Олимпиады в Сочи до, например, такого вопроса - «Белорусы — это русские?».
Этому вопросу посвящен отдельный и большой материал в виде беседы хорошо известных в республике, на мой взгляд, антирусски настроенных местных «ястребов» — литературного критика Валентина Окудовича, вице-президента Белорусского Пен-центра Владимира Орлова, примкнувшего к ним писателя Виктора Мартиновича и непосредственно самого главного редактора очень большого журнала «Большой» Дмитрия Новицкого.
Преамбула материала, так сказать, вводная, дана Новицким предельно четко и лаконично: «В современной ситуации «Большой» несколько растерялся: когда тысячи украинцев считают, что они не украинцы, это страшно». Хотя данный аргумент не выдерживает никакой критики, т.к. не может часть одной большой нации, живущая на окраине, вдруг ни с того, ни с сего взять и стать отдельной и самостоятельной нацией. По крайней мере, еще в конце XIX века никто ни о каких украинцах и слыхом не слыхивал.
Участники дискуссии в «Большом», наверное, просто забыли или не знают, что гораздо хуже, что восемь областей Украины, о которых идет речь, когда говорится о Новороссии, были переданы Украине только в двадцатые годы большевиками и никогда ранее не входили в состав Украины, также как и подаренный Украинской ССР Крым Хрущевым, как и подаренная Сталиным Украинской ССР Галиция. Без подарков советской власти территория Украины в два раза меньше нынешней, а экономический потенциал — в 5 раз меньше.
Ну, это мелочи для упомянутых участников дискуссии. Им важней всего обосновать, что белорусы — это не русские. И причины они для этого находят очень своеобразные, начиная от того, как русские и белорусы относятся к машинам с маячками, до того, как они отличаются между собой по отношению к дихотомии — личное-государственное, мол, у белорусов «личное важнее общественного, поэтому погибать за царя для нас нехарактерно».
Начнем с того, во-первых, что отождествлять царя (государственное) и общественное — грубая логическая и содержательная ошибка. Одно дело – государство с неизбежными недостатками, другое – Отечество. Но это ж писатели-критики, что им? Им можно, брякнул, а там хоть трава не расти. Во-вторых, ну они ж не историки.
Вообще-то именно партизанское движение на территории нынешней Беларуси не только во времена Великой Отечественной войны, но и во времена Отечественной войны 1812 года отличалось наибольшей ожесточенностью по отношению к захватчикам среди простого населения Российской и Советской империй.
Т.е. простой народ воевал и за Сталина, и за царя против иностранных захватчиков с одинаковой ненавистью.
Но это просто мелочи по сравнению со следующими перлами «писателей-прозаиков».
Главный редактор большого журнала вопрос сразу поставил в лоб: «Белорусы — это русские?», на что известный своим «дружелюбным» отношением к России писатель Владимир Орлов отвечает так же «интеллигентно» в лоб: «Это популярная ошибка, которую бы я не хотел повторять вслух (! - прим. авт.) и даже говорить об этом». И продолжает: «Был определенный период, когда славянская православная часть населения Великого княжества Литовского, то есть предков большинства современных белорусов и украинцев, называлась русскими или русинами. Поэтому мы видим книгу, например, Скорины, а на ней написано «Библия русская». Но это не значит, что мы должны использовать термин «русские» или «русины» и сегодня».
Интересные оговорки, на самом деле. Во-первых, если «Библия» Скорины все-таки русская, то на каком языке могла быть написана русская Библия? Во-вторых, оказывается, не важно, как звались те или иные народ 200 или 300 лет назад. Подумаешь, например, они себя считали французами, назовем их виноградниками, и дело закрыто. Такой подход предлагают рафинированные белорусские интеллигенты-писатели. И после этого они критикуют Сталина. Куда там до них Сталину, дай им волю, они бы вообще запретили слово «русские», так они любят Россию.
Не видят наши «писатели-прозаики» ничего страшного и в том, что они националисты и «бандеровцы» (цитирую Виктора Мартиновича):
«Мне почему-то кажется, что для среднестатистического читателя «Большого» мы сейчас выглядим как националисты и «бандеровцы». Но я думаю, что любой читатель этого журнала, пусть и подспудно, но чувствует разницу между собой и русским человеком (т.е. если журнал читает русский, то он тоже, по большой и главное, умной мысли Мартиновича, должен чувствовать себя не русским, оригинально, однако... - прим. авт.). И придет время, когда он будет сидеть в ресторане рядом с компанией русских, которая обратится к нему: «Эй, ты же русский», а он про себя подумает: «Нет, я белорус». И до той аргументации, которую вы сейчас читаете от нас, «националистов», «бандеровцев», в его собственной голове останется один шаг: немного почитать истории и прийти к тем же выводам».
Очень примечательная цитата. Просто очень. Как пропустил ее сам главный большой редактор большой редакции большого журнала, не совсем понятно. Наверное, он просто, в силу своего большого интеллекта просто не увидел в том, что сказал большой писатель Мартинович ничего особенного, но на самом деле писатель Мартинович здесь наговорил с три короба.
Ну, во-первых, очень грамотно показана психология белоруса в представлении националистов-бандеровцев: «про себя подумает: «Нет, я белорус». Т.е. вслух скажет, что он русский, чтобы мало ли чего не случилось, а про себя подумает другое.
Т.е. белорусы в представлении националистов-бандеровцев настолько жалкие ничтожные личности, даже не личности, а так, быдло, что даже побоятся представителям другой нации, не важно, — русским ли, французам, англичанам, сказать, что они белорусы.
Скажут, что русские. О том, что они белорусы — подумают про себя. Отлично, Виктор, просто отлично. Действительно, стоит ли принадлежать к столь презренной и трусливой нации, как Вы видите белорусов, если они даже принадлежность к белорусской нации стесняются или бояться признать? Как такого содержательного ляпа не заметил большой редактор большого журнала — непонятно.
Во-вторых, Виктор, видимо, решил выглядеть круче своих старших товарищей и таки врезал правду-матку, признав собравшуюся компанию националистами и бандеровцами. Видна, видна гордость в его словах — мол, мы пока на передовой, еще не все с нами, националистами и бандеровцами, согласны, но придет, придет время и все белорусы станут такими же. Осталось только почитать те учебники истории и книги, которые для них напишут Окудовичи, Пилсудские, Орловы, Геббельсы, Бандеры и прочие.
Таким образом, молодой и горячий писатель решил идентифицировать себя с той мразью, что заливает города и села Донецкой и Луганской народных республик фосфорными боеприпасами, убивает без разбору детей, женщин, стариков, сжигает их в собственных домах, как это делал Бандера, фашисты на белорусских, русских и украинских землях, как это делали украинские бойцы карательного батальона, сжегшего Хатынь. Похоже на прославление идей фашизма и расовой ненависти. Но кого в Беларуси это сейчас волнует?
Вот так. Оказывается, от прославления идей бандеровцев до Хатыни или одесского Дома профсоюзов — один шаг. Кого сейчас благославляет сжигать Мартинович в новой белорусской Хатыни, как в Доме профсоюзов в Одессе? Русских? Или белорусов, которые считают себя русскими?
Какие же рецепты предлагает «почетная публика» для создания белорусской нации? Опять большая цитата от белорусских «бандеровцев», чтобы не обвиняли в вырывании слов из контекста:
«Дмитрий Новиков: А можете по пунктам сказать, что требуется помнить каждому белорусу, чтобы ощущать свою уникальность?
Виктор Мартинович: Я могу попробовать. Пункт А: обратите внимание на историю Миндовга, это очень интересно. И наш президент ведет себя сейчас так же, как вел себя наш первый правитель. Пункт Б: униатство, у нас была своя церковь, это нужно помнить. Пункт В: мы только в XVIII веке стали «относиться» к России, до этого у нас была своя страна. И пункт Г: если мы посмотрим в документы XVI века, например, то не было там слова «Беларусь» - многие могут манипулировать тем, что нас будто бы не существовало. Но ведь не было просто слова «белорусы», были «литвины». Литвины — наши предки. Это стоит помнить каждому».
Т.е. программа понятна — униатство и католичество, переход на латиницу, что приведет в перспективе к замещению белорусского языка польским, и уничтожение самой «белорусской нации» в результате ее ополячивания.
В принципе, ничего нового. Давняя программа белорусских «националистов», а лучше сказать, польских.
***
Кто-то, возможно, скажет, зачем столько внимания уделять этим современным белорусским бандеровцам, с ними и так все понятно. Не соглашусь. Особенно после кровавых событий на Украине. Там тоже двадцать лет назад все начиналось с безобидных рассуждений провинциальной местечковой интеллигенции об украинцах, об их отличии от русских, с издания смешных «исторических» книжонок и т.д. А чем закончилось? Закончилось созданием новых фашистко-бандеровских батальонов. Закончилось Одесской Хатынью. Зверьем, которое охотится на людей. И разве это закончилось? Только началось… А в начале все было очень мило, как в только что разобранной дискуссии. Да разве дискуссии? Разве кто-то собирался соблюдать принцип объективности в дискуссии и пригласить участников с другой точкой зрения? Нет. Но если это так, то речь идет не о дискуссии, а о промывании мозгов.
И вот те силы, которые спровоцировали кровавый хаос на Украине, начали плести свой кровавый хоровод уже и на белорусских землях при полном попустительстве белорусских властей, что в Минске, что на местах (более подробно здесь, а также в других материалах Анатолия Шлыкова про торжественное шествие бандеровцев и националистов по землям Витебщины).
Поэтому бредни новоиспеченной бандеровской «интеллигенции» надо пресекать на корню. Ибо если этого не сделать сегодня, завтра будет война и в Беларуси.
И никакой дискуссии с теми, кто обозначает себя духовными последователями бандеровцев и фашистов быть не может — слишком щедро они полили русской кровью русские земли.
Арсений Маленький
|