Что может быть демократичней референдума? Ничего не может. Референдум - это форма самого прямого и непосредственного волеизъявления народа. Повлиять на его результаты нелегко, а подделать их и того труднее. Потому что сколько ни рассказывай страшилок о вбросе бюллетеней с заранее проставленной в нужных местах галочкой, это не так просто, как многим кажется. И дело даже не в прозрачности избирательных урн и избирательных участков. Прежде всего дело в том, что общественные настроения - не такой уж секрет, и результат референдума обычно можно предсказать довольно точно
Далеко не каждый референдум, согласно законодательству страны проведения, имеет какую-либо юридическую силу или даже обязателен к исполнению. Куда чаще это просто, что называется, информационный повод, дающий властям государства предельно четкую и непредвзятую картину настроений в том или ином регионе страны.
Для того чтобы референдум имел юридические последствия, необходимо как минимум согласие центральных властей, а часто еще и соответствующая статья в законе. Но бывало в новейшей истории и так, что результаты одного референдума (а чаще нескольких) давали власть предержащим столь ясный и тревожный посыл, что эти власти проводили насущные изменения, не дожидаясь ухудшения ситуации.
Так что референдум, даже чисто информационный, полезен уже тем, что позволяет припугнуть власти, притом бескровно. Что, учитывая последние события в Украине, оказывается порой весьма важно.
Почему же так переполошился Запад, а особенно - Европейский союз? Им-то что Гекуба? А вот очень даже что… Слово “референдум”, притом об отделении, внутри Евросоюза - сильнейший аллерген для официального Брюсселя. Надо сказать, что, согласно официальной статистике, по всей Европе числится аж 73 региона, косящих глазом на сторону. То есть недвусмысленно подтвердивших свое намерение отделиться от основного государства, буде представится такая возможность. Да не так себе регионы, а серьезные, крупные, богатые - Фландрия, Андалусия, Корсика, Каталония. А тут еще вы со своим Крымом!
Отдельное удовольствие читать западных аналитиков. “Аналитика” по итогам референдумов в Донецкой и Луганской областях: ну да, проголосовали... ну да, под 90%... ну да, высокая явка... но понимали ли они суть вопросов, отпечатанных в бюллетенях? Осознавали ли, что такое независимость? Действительно ли осознанно хотят в Россию?” и т.д. в том же духе. Две области, под завязку полные имбецилами (“Имбецилы лишены инициативы, инертны, внушаемы, нуждаются в постоянном надзоре и уходе”, - поясняет Медицинский словарь)… При чтении статей подобных политических аналитиков возникает впечатление даже не злого умысла, а полнейшей растерянности от происходящего. Неожиданно разумная позиция большинства немецких политологов выглядит на общеевропейском фоне приятным контрастом.
Вообще у Украины имеется богатая история референдумов. Прелесть их, прежде всего в том, что ни один из них нельзя назвать вполне легитимным, начиная с 1990 г. Тогда внезапно самопровозгласилась, если кто помнит, Галицкая Ассамблея. В 1991-м Закарпатье подхватило эстафету, проведя успешный референдум по поводу собственной автономии. Так что не Крым начал сепаратизм, ой, не Крым! 1994 год был отмечен референдумами в Луганской и Донецкой областях.
Просили скромно - придать русскому языку статус государственного. Не дали тогда - вот теперь и получайте. Будете знать, как не давать русскому языку статус государственного!
А сейчас вообще забавно: центральная киевская власть объявляет недействительными итоги референдума по Донецкой и Луганской областям.
Тут много несуразного. С одной стороны, референдум вроде бы действительно незаконный, к тому же не признан Европой. С другой стороны, незаконным он стал только после принятия в 2013 году закона о всеукраинском референдуме и отмены действовавшего до того закона о всеукраинском и местных референдумах.
Основная разница в содержании видна из названий: никакой местной самостоятельности отныне решено не допускать.
Но вот что интересно - все новые украинские законы, касающиеся государственного устройства, прошли экспертизу и получили одобрение Европейской комиссии за демократию через право (ее еще называют Венецианской - по месту постоянного пребывания).
Странно было бы ожидать, что Европа начнет критиковать собственное законотворчество. И еще страннее, что Европа составляет законы для Украины, притом настолько важные. Если совсем коротко, оплот демократии, Европейский союз, заранее позаботился о том чтобы отсечь украинский народ от любой возможности самостоятельно распоряжаться своей судьбой.
И, согласно именно этому закону, референдум сегодня лишен легитимности.
Но легитимно ли само это решение? Налицо, как принято говорить, конфликт интересов. Может ли быть беспристрастной в вопросах законодательства по референдуму Европа, кровно заинтересованная в отсутствии сепаратистских движений внутри своего пространства и рядом с ним?
Итак, центральное правительство сомнительной легитимности объявляет нелегитимным референдум, нелегитимный с точки зрения закона, который сам мало легитимен. Уффф...
Но бывает и на Запад управа. Мало кто за пределами Ирака знает о том, что иракские курды крайне жестко пресекли “дружеские советы” американцев по поводу того, что “не надо обострять обстановку и расстраивать иракское правительство” референдумом. Курды мало что провели референдум по поводу собственной широкой автономии, так еще и очень успешно воплотили его в жизнь. Так, например, особо оговорено, что автономный Иракский Курдистан признает власть иракского правительства тогда и в том, когда и в чем сам того захочет. И чтобы никаких иракских флагов на территории Курдистана! Американцы ничего с этим поделать не смогли. Донецку и не снилось!
Кстати, референдум не такое уж зло, как нам пытаются внушить. Наиблагополучнейшая Швейцария проводит разнообразные референдумы в среднем каждые 3 месяца. По любым вопросам, по требованию любого из 23 кантонов и даже полукантонов (есть там и такие). Дело это недешевое, но ничего, швейцарские гномы могут себе позволить. Подсчитав убытки от референдума, постановили, что все равно он куда выгоднее междоусобиц. И обязательно исполняют то, за что проголосовали. Взяли себе такую моду аж года примерно с 1291-го. И превосходно живут с тех пор всем на зависть. Так что есть основания предположить, что виноват, как ни печально, не референдум. Точнее “яка держава, такий и референдум”…
Как бы там ни обстояло дело с законностью, эти референдумы выполнили свое основное предназначение - отчетливо показали центральной киевской власти реальные настроения в регионах.
Адаса Фальк
http://russian-bazaar.com/ru/content/150133.htm
|